Изготовление самодельного оружия может быть переквалифицировано в разряд тяжких и даже особо тяжких преступлений. Источники "Российской газеты" в спецслужбах и правоохранительных органах намекнули, что готовы просить законодателей "утяжелить" статью о криминальных умельцах и приравнять их террористам.
Логика тут есть. Стреляющие или взрывающиеся самоделки очень редко приобретаются "просто так", для коллекции. Как правило, их покупают преступники для вполне конкретного "дела" - разбойного нападения или теракта. Токарь, выточивший на станке ствол, химик, смешавший в нужных пропорциях компоненты взрывчатки, радиолюбитель, спаявший дистанционный взрыватель, могут и не знать, где точно все это применят. Но не догадываться, что их творение кого-то убьет, - вряд ли. Поэтому и ответственность они должны нести точно такую же, что и убийцы. И если с помощью их бомбы взорвали автобус, самолет или поезд, если из "самопального" пистолета или автомата расстреляли прохожих, заложников или, скажем, полицейских, кустарь-оружейник вполне может "присесть" не только на 10 - 15 лет, но и пожизненно.
Да и раскрывать преступления, совершенные с применением самоделок, намного труднее. Тут уж по номеру не определишь, с какого армейского склада или воинской части украдена "пушка". Ничего не найдешь и в полицейской базе пулегильзотеки - такие изделия, разумеется, никто не лицензирует и не регистрирует.
Чаще всего полиция изымает переделанные в боевые травматические и пневматические пистолеты. Но есть модели, сделанные, что называется, "с нуля". Например, у террористов на Северном Кавказе до сих пор находят самодельные пистолеты-пулеметы "Борз" ("Волк"), которые были на вооружении еще у дудаевских боевиков.
А недавно в подмосковном Домодедове обнаружили в гараже 68-летнего пенсионера, погибшего от пули из стреляющей "авторучки". Это не было убийством - пожилой человек покончил с собой из-за болезни, он страдал онкологией. Но вопрос в другом - где он взял такую "авторучку"?
Эксперты считают, что эта "ручка" - самодельная. Сделана она под малокалиберный патрон 5,6 миллиметра, которыми стреляют биатлонисты и таежные охотники на белок и куниц. Патрон - маломощный, кольцевого воспламенения, поэтому у устройства практически нет отдачи, а значит, нет и риска, что это изделия разорвется в руках. Если бы это оружие было промышленного производства - для настоящих шпионов или диверсантов, то патрон бы, разумеется, был бы помощней.
Кстати, это глубокое заблуждение, что стреляющие авторучки - непременный атрибут разведчиков. Стрелять из него прицельно невозможно, вся его ценность - в маскировке и внезапности применения. То есть убить из него можно только при выстреле в упор в ничего не подозревающего человека. А долго отстреливаться от наседающего врага - увы. Поэтому его заказывают исключительно либо для убийства, либо для престижа. В одной из полицейских коллекций хранится "авторучка", выполненная из золота и с инкрустацией из перламутра и бриллиантов. Ее отобрали у одного из криминальных "авторитетов". В зависимости от ситуации и настроения он мог подписать ею какой-либо документ, а мог и смертный приговор, причем в буквальном смысле.
Тем не менее, родилась эта "ручка" именно в недрах спецслужб - британской, американской и французской - во время Второй мировой войны. Было разработано несколько моделей, которые десятками тысяч забрасывались на оккупированную гитлеровцами территорию для вооружения бойцов Сопротивления. И показали свою полную бесполезность - лучше бы доставляли "нормальные" винтовки и автоматы.
Другой вид самоделок, тоже пользующихся популярностью в криминальном мире, - стреляющие ножи. По сути это различные, порой остроумные попытки повторить НРС-2 - "нож разведчика стреляющий". Здесь стреляющее устройство калибра 7,62 миллиметра размещено в рукоятке, с 25 метров пуля пробивает 2-миллиметровую стальную пластину, выстрел практически бесшумен, можно стрелять даже под водой. Вряд ли на кухне или в гараже можно смастерить нечто подобное. Но оригинально скомбинировать клинок и ствол - возможно.