В водах архипелага Шпицберген 9 мая 2020 года Норвегия задержала российский траулер «Беломорск». Корабль береговой охраны отконвоировал рыболовное судно в норвежский порт Тромсё.
Одним из оснований задержания является отсутствие сообщения капитана в адрес норвежских властей о начале промысла в «так называемой рыбоохранной зоне» Шпицбергена.
Полицейское управление своим постановлением известило российского судовладельца и капитана, что в случае, если уплаты штрафа не будет, дело передадут в норвежский суд, и право на получение смягченного наказания будет утеряно. В свою очередь, дача добровольного согласия на уплату штрафа означает, что возбуждения уголовного дела можно избежать.
Как пояснил редакции Nord-News руководитель Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов, основываясь на нормах Договора о Шпицбергене от 1920 года, Россия не признает установление Норвегией в 1977 году в одностороннем порядке 200-мильной зоны охраны рыболовства вокруг Шпицбергена.
Учитывая разный подход к определению правового статуса этих морских вод, странами были достигнуты договоренности, оформленные соответствующим образом, о том, что капитаны российских рыболовных судов не обязаны подавать норвежским властям какие-либо уведомления о начале промысла в водах вокруг архипелага Шпицберген за границей 12-мильной зоны. В течение более сорока лет данные договоренности соблюдались. Задержание российского траулера «Беломорск», похоже, меняет позицию норвежской стороны по данному вопросу. Остается ждать реакции МИД России.
В ближайшее время планируется заседание Правительственной комиссии по обеспечению российского присутствия на архипелаге Шпицберген под председательством заместителя председателя правительства Российской Федерации - полномочного представителя президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю. П. Трутнева.
Сейчас также читают: АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Жизнь за свой счет