Правительство России вложило в арктические проекты и Северный морской путь свыше 110 млрд рублей. Еще 80 млрд могут составить частные инвестиции. Об этом заявил в среду в Мурманске на совещании о перспективах развития Севморпути и арктических проектов премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
-Государство инвестирует в проекты по развитию инфраструктуры. Строятся портовые терминалы, железнодорожная сеть. Общий объем государственных инвестиций превышает 110 млрд рублей, - отметил в начале своего выступления председатель правительства РФ.
По его словам, совещание неслучано проводится здесь, в Арктике. Развитие Северного морского пути - это одно из ключевых преимуществ Российской Федерации в стратегически важном регионе.
- Нам надо, конечно же, активнее увеличивать свое присутствие в Арктике. Этим мы решаем задачи как обеспечения национальной безопасности нашей страны, так и ее, естественно, экономических интересов, - добавил Михаил Мишустин.
Сейчас в Арктике, несмотря на транспортную инфраструктуру, есть некоторые проблема с мобильной связью и интернетом, отметил премьер-министр РФ в ходе совещания в Мурманске. В Арктической зоне к интернету подключено пока лишь 550 социально значимых объектов. До 2024 года необходимо будет этот показатель удвоить, присоединить Чукотский округ к единой сети по подводной волоконно-оптическая линии.
- Чтобы обеспечить качественное покрытие связью всего Северного полушария, создается спутниковая система с использованием космических аппаратов «Экспресс-РВ», для этого мы уже предусмотрели в федеральном бюджете более 30 млрд рублей на ближайшие три года, - сообщил Михаил Мишустин.
По его словам, главная цель арктических проектов - нарастить поток грузов. Пока такой поток недостаточно объемен, хотя доставка ведется круглогодично.
Сегодня основу грузоперевозока по Севморпути составляет транспортировка сжиженного природного газа. Это примерно 65% всех грузов, уточнил премьер. При этом компаниям, которые добывают здесь газ, предоставлен целый ряд налоговых льгот и преференций. Прежде всего, это нулевая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых и льготы по налогу на прибыль.
Как следует из доклада министра РФ по развитию Дальнего Востока Александра Козлова, к 2024 году 35,5 млн тонн будут давать только проекты компании «Новатэк», не считая «Роснефти», осваивающей новую нефтяную провинцию на Таймыре (30 млн тонн), а также проекты «Газпром нефти» и «Норильского никеля».
Ключом к росту экономики выступает Северный морской путь, а залогом этого развития, по мнению Александра Козлова, является обновление ледокольного флота.
В Мурманской области создается центр по строительству заводов СПГ. Они производятся по уникальной технологии размещения линий на основаниях гравитационного типа, что является наиболее экологичным решением по освоению арктических запасов.
Как отметил председатель правления ПАО «Новатэк» Леонид Михельсон, на сегодняшний день в центре уже работает порядка 16 тыс. человек. Он в состоянии будет выпускать одну линию сжижения менее чем за два года. Планируется привлечь более 800 тыс. российских предприятий. Это дополнительно 80 тыс. рабочих мест в России и порядка 0,15% ежегодного прироста к ВВП.
Заместитель гендиректора - директора Дирекции Северного морского пути Государственной корпорации «Росатом» Вячеслав Рукша считает, что на первом этапе, который вписывается в федеральный проект развития СМП до 2024 года, должна произойти замена старых ледоколов на новые.
- Мы понимаем, что 2024 год - это только начало, и поэтому на втором этапе мы видим три задачи. В этом году мы уже имели опыт сверхраннего рейса, двух даже или трех, с ПАО «Новатэк», которые показывают, что, занимаясь таким расширением грузовой базы, движением на Восток, нужно одновременно заниматься и развитием всей инфраструктуры. Потому что если этого не будет, то вопросы безопасного мореплавания не будут решены, - отметил Вячеслав Рукша.
После совещания, посвященного развитию Севморпути, и встречи с предпринимательским сообществом региона председатель российского правительства провел персональную встречу с губернатором Мурманской области Андреем Чибисом.
- Мы побывали на ледоколе «Арктика», можно сказать, совершенно замечательном произведении искусства, и увидели этот сплав мощной научной базы. Спасибо также за встречу с инвесторами Арктической зоны. Очень важно, что у всех горят глаза, и они предлагают замечательные и интересные проекты. Это и социальные проекты, и современная медицина, и горнолыжный курорт, и проекты, связанные с промышленным производством, - подчеркнул Михаил Мишустин.
Как сообщил Андрей Чибис, в 2019 году рост инвестиций составил более 6%, доходов населения - порядка 4%, и самое главное, что даже в условиях пандемии этот рост продолжается. Так, в первом полугодии показатель по увеличению инвестиций составил около 8%, а также было отмечено сохранение стабильного дохода для населения.
- Мы достаточно активно при поддержке Правительства России занимаемся экономическим развитием региона. Созданные специальные условия, прежде всего, на территории опережающего развития «Столица Арктики», вступивший в силу пакет законов, работа первых мурманских инвесторов Арктической зоны и введенные из-за пандемии налоговые послабления для нашего малого и среднего бизнеса обеспечивают дополнительный экономический рост, - отметил Андрей Чибис.
Губернатор также напомнил, что на прошедшем 15 октября заседании президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики под председательством вице-премьера Юрия Трутнева было принято решение о предоставлении федерального софинансирования шести крупным инвестпроектам.
Ранее Nord-News сообщало, что Мишустин рассказал в Мурманске о развитии парка атомных ледоколов в России.
Сейчас также читают: Строительство терминала «Лавна» на берегу Кольского залива могут отложить