Банк «Открытие»: проблемы с логистикой повысят мировые цены импортных товаров

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

Сохранение роста ставок фрахта контейнерных перевозок в течение следующего года может повысить мировые цены на импорт в среднем на 11%, говорится в обзоре состояния морского транспорта Конференции ООН по торговле и развитию при Генассамблее ООН, который был опубликован 18 ноября. Композитный индекс WCI Drewry, отражающий стоимость морских контейнерных перевозок, непрерывно рос на протяжении 2020 - 2021 гг., при этом его рост со временем заметно ускорился. Если в конце 2019 г. - начале 2020 г. значение индекса было менее 2 тыс. $/FEU (FEU - сорокафутовый эквивалент), а к осени 2020 г. оказалось в районе 3 тыс. $/FEU, то к концу сентября 2021 г. превысило 10 тыс. $/FEU. В результате коррекции к середине ноября этого года показатель достиг 9,1-9,2 тыс. $/FEU.

При этом композитный индекс рос в основном за счет китайско-европейских и китайско-североамериканских составляющих. Перевозки по маршруту Китай - Европа - Китай - это в первую очередь различные электрические потребительские и промышленные товары - товары для дома - а также смартфоны, компьютеры и ноутбуки, медицинская техника, промышленное электронное оборудование. Также значительная часть перевозок приходится на механическое оборудование, автотехнику и автокомплектующие, продукцию химпрома и прочие потребительские товары: мебель, одежду и текстиль.

Главной причиной нынешнего логистического кризиса стал резкий рост спроса на перевозки после снятия основных коронавирусных ограничений. Это привело к «заторам» в портах, падению средней скорости доставки грузов и, как следствие, к дефициту перевозочных мощностей и росту стоимости перевозки на наиболее загруженных направлениях. Спрос на перевозки, в свою очередь, включает две составляющие: отложенный на время локдаунов спрос конечных потребителей и сохранение неопределенности относительно новых волн коронавируса. Последний фактор заставляет грузовладельцев по максимуму загружать имеющиеся складские мощности на случай введения новых ограничений.

При этом в течение 2022 года мы ожидаем снижения влияния этих факторов при условии, что не возникнет новых волн пандемии. Для удовлетворения текущего аномально высокого спроса на грузоперевозки на маршруте Китай - Европа - Китай есть два инструмента. Во-первых, решением может стать наблюдаемый рост заказов на строительство нового флота и выход на рынок новых, относительно небольших, логистических операторов. Используемые ими суда имеют гораздо меньший дедвейт, чем широко использовавшиеся до этого суперконтейнеровозы, что позволяет им гибче проходить узкие места портовой инфраструктуры, сокращая время погрузочно-разгрузочных работ и используя относительно небольшие порты. Также повлиять может наблюдаемый рост сухопутных транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай - Европа - Китай. В том числе - перевозок через Казахстан, так как они обходят дальневосточные порты, где также есть сложности с контейнерными «заторами». Если в 2020 году транзит через Россию только по этому маршруту составил 548 тыс. TEU (274 тыс. FEU), то прогноз на 2021 г. составляет 670 тыс. Причины такого роста - в более низкой стоимости железнодорожных контейнерных перевозок (доставка контейнера от границы с Китаем до границы с ЕС стоит сегодня 3,2 тыс. $/FEU) и высокой скорости (пять дней от границы с Китаем до границы с ЕС).

Если в следующем году железнодорожный транзит через Казахстан, Россию и Белоруссию оттянет на себя дополнительно еще часть китайско-европейского контейнеропотока, рост мировых цен на импорт может быть несколько ниже, чем в прогнозе ООН. При этом в будущем доля российского транзита в китайско-европейской торговле будет неизбежно расти.

Сейчас также читают: Жители Заполярья не увидят уникальное за 500 лет лунное затмение

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:25Перелет на Мальдивы на джете с личным батлером и приватная вилла — какой новогодний отдых выбирают жители Мурманской области?

19:04Дочь поэта Рождественского мрачно оценила Териберку

18:41Ошиблись москвичи, а краснеть приходится работникам Мурманского областного краеведческого музея

18:20В мессенджерах распространяют фейк об адресной помощи малоимущим гражданам Заполярья

17:33В шестой раз не удалось — в Мурманске за серию краж осудили нижегородца

17:10«Дышать свободно!»: В Заполярном для северянок провели лекцию о мужском здоровье

16:55Житель Умбы получил от знакомого бутылкой по голове

16:33В тройку лидеров «Сезона биржевых гонок» от СберИнвестиций вошел участник из Мурманской области

16:25«Лапландия» позволяет мечтать, творить и созидать: образовательному центру исполнилось 40 лет

16:23Герман Иванов: «Наша задача — купировать депрессивное состояние человека…»

16:00В Заполярье бывший полицейский отделался штрафом за незаконную передачу персональных данных автовладельцев

15:47AI-помощник от СберЗдоровья поможет пациентам с артериальной гипертензией в Мурманской области

19:28Угадаете по фотке — по истории пятёрка: этот тест пройдут даже ваши дети, а вы сдадитесь?!

19:01Любят петрушкой похрустеть: почему кошки едят траву — чаще всего жуют с аппетитом 5 видов зелени

18:29Периода удачнее ещё не было: Вселенная выбрала баловней судьбы — везение наступает после 12 ноября

18:00Завтрак за 15 минут: из того, что есть в холодильнике — у всех слюнки потекут

17:31Домашний тар-тар на замену майонезу: подарит вашим новогодним блюдам уникальный вкус — не жирный, а лёгкий и ароматный

17:03Обычное молоко — стресс для поджелудочной железы: 3 вида молочных продуктов работают иначе

Все новости