Банк «Открытие»: проблемы с логистикой повысят мировые цены импортных товаров

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

Сохранение роста ставок фрахта контейнерных перевозок в течение следующего года может повысить мировые цены на импорт в среднем на 11%, говорится в обзоре состояния морского транспорта Конференции ООН по торговле и развитию при Генассамблее ООН, который был опубликован 18 ноября. Композитный индекс WCI Drewry, отражающий стоимость морских контейнерных перевозок, непрерывно рос на протяжении 2020 - 2021 гг., при этом его рост со временем заметно ускорился. Если в конце 2019 г. - начале 2020 г. значение индекса было менее 2 тыс. $/FEU (FEU - сорокафутовый эквивалент), а к осени 2020 г. оказалось в районе 3 тыс. $/FEU, то к концу сентября 2021 г. превысило 10 тыс. $/FEU. В результате коррекции к середине ноября этого года показатель достиг 9,1-9,2 тыс. $/FEU.

При этом композитный индекс рос в основном за счет китайско-европейских и китайско-североамериканских составляющих. Перевозки по маршруту Китай - Европа - Китай - это в первую очередь различные электрические потребительские и промышленные товары - товары для дома - а также смартфоны, компьютеры и ноутбуки, медицинская техника, промышленное электронное оборудование. Также значительная часть перевозок приходится на механическое оборудование, автотехнику и автокомплектующие, продукцию химпрома и прочие потребительские товары: мебель, одежду и текстиль.

Главной причиной нынешнего логистического кризиса стал резкий рост спроса на перевозки после снятия основных коронавирусных ограничений. Это привело к «заторам» в портах, падению средней скорости доставки грузов и, как следствие, к дефициту перевозочных мощностей и росту стоимости перевозки на наиболее загруженных направлениях. Спрос на перевозки, в свою очередь, включает две составляющие: отложенный на время локдаунов спрос конечных потребителей и сохранение неопределенности относительно новых волн коронавируса. Последний фактор заставляет грузовладельцев по максимуму загружать имеющиеся складские мощности на случай введения новых ограничений.

При этом в течение 2022 года мы ожидаем снижения влияния этих факторов при условии, что не возникнет новых волн пандемии. Для удовлетворения текущего аномально высокого спроса на грузоперевозки на маршруте Китай - Европа - Китай есть два инструмента. Во-первых, решением может стать наблюдаемый рост заказов на строительство нового флота и выход на рынок новых, относительно небольших, логистических операторов. Используемые ими суда имеют гораздо меньший дедвейт, чем широко использовавшиеся до этого суперконтейнеровозы, что позволяет им гибче проходить узкие места портовой инфраструктуры, сокращая время погрузочно-разгрузочных работ и используя относительно небольшие порты. Также повлиять может наблюдаемый рост сухопутных транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай - Европа - Китай. В том числе - перевозок через Казахстан, так как они обходят дальневосточные порты, где также есть сложности с контейнерными «заторами». Если в 2020 году транзит через Россию только по этому маршруту составил 548 тыс. TEU (274 тыс. FEU), то прогноз на 2021 г. составляет 670 тыс. Причины такого роста - в более низкой стоимости железнодорожных контейнерных перевозок (доставка контейнера от границы с Китаем до границы с ЕС стоит сегодня 3,2 тыс. $/FEU) и высокой скорости (пять дней от границы с Китаем до границы с ЕС).

Если в следующем году железнодорожный транзит через Казахстан, Россию и Белоруссию оттянет на себя дополнительно еще часть китайско-европейского контейнеропотока, рост мировых цен на импорт может быть несколько ниже, чем в прогнозе ООН. При этом в будущем доля российского транзита в китайско-европейской торговле будет неизбежно расти.

Сейчас также читают: Жители Заполярья не увидят уникальное за 500 лет лунное затмение

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:50В Мурманске продают тысячную купюру с автографами актеров фильма «Левиафан»

19:25Бескультурье, ром и девочки — таким был мурманский «Шанхай»

18:44375 мурманских школьников стали победителями Всероссийской олимпиады

18:33Если вы будете лечить ВИЧ, туберкулёз или психическое расстройство в другом регионе, то за это заплатят из бюджета Мурманской области

17:33Именно ты можешь спасти жизнь: северян с отрицательным резус-фактором призывают сдать кровь

17:23Не стало экс-министра культуры Болгарии, дарившего Мурманску памятник Кириллу и Мефодию

16:55На время новогодних каникул в Мурманской области изменили расписание общественного транспорта

16:47В Мончегорске снимают документальное тревэл-шоу

16:32С Байконура в Мурманск от космонавтов прислали открытку

16:14Администрация Мурманска сожалеет и пытается решить вопрос с электричеством на участках для многодетных семей, но финансирования в 2026 году не будет

16:00400 тысяч рубелей выплатит кандалакшское предприятие пострадавшему от химических ожогов сотруднику

15:45Космос Мурманск Отель победил в конкурсе «Новогодняя фантазия»

21:07Хозяйственное мыло спасало миллионы грязных голов: чем мыли волосы до появления шампуня, кондиционера и прочих баночек

20:02Память — уровень «бог»: если вам за 50, а вы прошли этот тест, то точно умнее 85% ровесников

19:11Детям нужна собака в семье: взрослым следует соглашаться на их просьбы — польза от этого колоссальная

19:02Задача для любителей пиратов: у вас 46 секунд на поиск 11 отличий на рисунках — найдите все и покажите класс

18:36В беде не бросит, лишнего не спросит: 3 знака Зодиака, которые знают толк в настоящей дружбе

18:20Безумная концовка в матче экзотических стран: Буркина-Фасо вырвала победу у Экваториальной Гвинеи на Кубке Африки

Все новости