Банк «Открытие»: проблемы с логистикой повысят мировые цены импортных товаров

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

Сохранение роста ставок фрахта контейнерных перевозок в течение следующего года может повысить мировые цены на импорт в среднем на 11%, говорится в обзоре состояния морского транспорта Конференции ООН по торговле и развитию при Генассамблее ООН, который был опубликован 18 ноября. Композитный индекс WCI Drewry, отражающий стоимость морских контейнерных перевозок, непрерывно рос на протяжении 2020 - 2021 гг., при этом его рост со временем заметно ускорился. Если в конце 2019 г. - начале 2020 г. значение индекса было менее 2 тыс. $/FEU (FEU - сорокафутовый эквивалент), а к осени 2020 г. оказалось в районе 3 тыс. $/FEU, то к концу сентября 2021 г. превысило 10 тыс. $/FEU. В результате коррекции к середине ноября этого года показатель достиг 9,1-9,2 тыс. $/FEU.

При этом композитный индекс рос в основном за счет китайско-европейских и китайско-североамериканских составляющих. Перевозки по маршруту Китай - Европа - Китай - это в первую очередь различные электрические потребительские и промышленные товары - товары для дома - а также смартфоны, компьютеры и ноутбуки, медицинская техника, промышленное электронное оборудование. Также значительная часть перевозок приходится на механическое оборудование, автотехнику и автокомплектующие, продукцию химпрома и прочие потребительские товары: мебель, одежду и текстиль.

Главной причиной нынешнего логистического кризиса стал резкий рост спроса на перевозки после снятия основных коронавирусных ограничений. Это привело к «заторам» в портах, падению средней скорости доставки грузов и, как следствие, к дефициту перевозочных мощностей и росту стоимости перевозки на наиболее загруженных направлениях. Спрос на перевозки, в свою очередь, включает две составляющие: отложенный на время локдаунов спрос конечных потребителей и сохранение неопределенности относительно новых волн коронавируса. Последний фактор заставляет грузовладельцев по максимуму загружать имеющиеся складские мощности на случай введения новых ограничений.

При этом в течение 2022 года мы ожидаем снижения влияния этих факторов при условии, что не возникнет новых волн пандемии. Для удовлетворения текущего аномально высокого спроса на грузоперевозки на маршруте Китай - Европа - Китай есть два инструмента. Во-первых, решением может стать наблюдаемый рост заказов на строительство нового флота и выход на рынок новых, относительно небольших, логистических операторов. Используемые ими суда имеют гораздо меньший дедвейт, чем широко использовавшиеся до этого суперконтейнеровозы, что позволяет им гибче проходить узкие места портовой инфраструктуры, сокращая время погрузочно-разгрузочных работ и используя относительно небольшие порты. Также повлиять может наблюдаемый рост сухопутных транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай - Европа - Китай. В том числе - перевозок через Казахстан, так как они обходят дальневосточные порты, где также есть сложности с контейнерными «заторами». Если в 2020 году транзит через Россию только по этому маршруту составил 548 тыс. TEU (274 тыс. FEU), то прогноз на 2021 г. составляет 670 тыс. Причины такого роста - в более низкой стоимости железнодорожных контейнерных перевозок (доставка контейнера от границы с Китаем до границы с ЕС стоит сегодня 3,2 тыс. $/FEU) и высокой скорости (пять дней от границы с Китаем до границы с ЕС).

Если в следующем году железнодорожный транзит через Казахстан, Россию и Белоруссию оттянет на себя дополнительно еще часть китайско-европейского контейнеропотока, рост мировых цен на импорт может быть несколько ниже, чем в прогнозе ООН. При этом в будущем доля российского транзита в китайско-европейской торговле будет неизбежно расти.

Сейчас также читают: Жители Заполярья не увидят уникальное за 500 лет лунное затмение

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:2515 сказок народов мира от лучших радийщиков Мурманска

18:40Жить в нём буквально «невозможно» — мурманский астролог дал городу-герою прогноз на 2026 год

17:45Пора ставить автобус в гараж? В аэропорту Мурманска все же успели открыть телетрап до Нового года

17:23«Последний шанс» на скидку 50% может закончиться кражей у вас денег — эксперт дал жителям Мурманска советы, как не стать жертвой новогодних аферистов

16:07Актриса Вера Алентова ушла из жизни — Народной артистке было 83 года

15:31Ранила на прощание ножом — так жительница Кировска завершила встречу с гостем

15:23107 тысяч рублей в месяц: Зарплаты официантов в Мурманске выросли на 62%

14:32Мэр Лебедев пообещал Мурманск сделать комфортным для людей с инвалидностью

13:50Врач-гематолог из Мурманска вошла в 20-ку лучших в мировом рейтинге

13:13Аналитики назвали самые популярные музыкальные композиции у жителей Мурманска

12:48Волонтеры сообщили, что нашли жительницу Апатитов

12:27В больнице Мурманска появилось новое оборудование для исследования кишечника

01:03Маленькая хитрость для хранения чеснока: головки остаются сочными и не усыхают — так может делать каждый

00:01На рисунках есть 11 отличий: найдите все за 45 секунд — справятся только внимательные люди

23:03Полный бак или нет: как лучше заправлять машину — проблемы, о которых вы даже не догадывались

22:1912 секунд для решающего гола: ЦСКА обыграл нижегородское «Торпедо» в овертайме

22:04Три крокодила в заведении «У Гены: найдите на рисунках 11 отличий — надо уложиться в 49 секунд

21:05Учите не иностранный, а язык цветов: разбираемся в сигналах фиалки для своей хозяйки

Все новости