Банк «Открытие»: проблемы с логистикой повысят мировые цены импортных товаров

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

Сохранение роста ставок фрахта контейнерных перевозок в течение следующего года может повысить мировые цены на импорт в среднем на 11%, говорится в обзоре состояния морского транспорта Конференции ООН по торговле и развитию при Генассамблее ООН, который был опубликован 18 ноября. Композитный индекс WCI Drewry, отражающий стоимость морских контейнерных перевозок, непрерывно рос на протяжении 2020 - 2021 гг., при этом его рост со временем заметно ускорился. Если в конце 2019 г. - начале 2020 г. значение индекса было менее 2 тыс. $/FEU (FEU - сорокафутовый эквивалент), а к осени 2020 г. оказалось в районе 3 тыс. $/FEU, то к концу сентября 2021 г. превысило 10 тыс. $/FEU. В результате коррекции к середине ноября этого года показатель достиг 9,1-9,2 тыс. $/FEU.

При этом композитный индекс рос в основном за счет китайско-европейских и китайско-североамериканских составляющих. Перевозки по маршруту Китай - Европа - Китай - это в первую очередь различные электрические потребительские и промышленные товары - товары для дома - а также смартфоны, компьютеры и ноутбуки, медицинская техника, промышленное электронное оборудование. Также значительная часть перевозок приходится на механическое оборудование, автотехнику и автокомплектующие, продукцию химпрома и прочие потребительские товары: мебель, одежду и текстиль.

Главной причиной нынешнего логистического кризиса стал резкий рост спроса на перевозки после снятия основных коронавирусных ограничений. Это привело к «заторам» в портах, падению средней скорости доставки грузов и, как следствие, к дефициту перевозочных мощностей и росту стоимости перевозки на наиболее загруженных направлениях. Спрос на перевозки, в свою очередь, включает две составляющие: отложенный на время локдаунов спрос конечных потребителей и сохранение неопределенности относительно новых волн коронавируса. Последний фактор заставляет грузовладельцев по максимуму загружать имеющиеся складские мощности на случай введения новых ограничений.

При этом в течение 2022 года мы ожидаем снижения влияния этих факторов при условии, что не возникнет новых волн пандемии. Для удовлетворения текущего аномально высокого спроса на грузоперевозки на маршруте Китай - Европа - Китай есть два инструмента. Во-первых, решением может стать наблюдаемый рост заказов на строительство нового флота и выход на рынок новых, относительно небольших, логистических операторов. Используемые ими суда имеют гораздо меньший дедвейт, чем широко использовавшиеся до этого суперконтейнеровозы, что позволяет им гибче проходить узкие места портовой инфраструктуры, сокращая время погрузочно-разгрузочных работ и используя относительно небольшие порты. Также повлиять может наблюдаемый рост сухопутных транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай - Европа - Китай. В том числе - перевозок через Казахстан, так как они обходят дальневосточные порты, где также есть сложности с контейнерными «заторами». Если в 2020 году транзит через Россию только по этому маршруту составил 548 тыс. TEU (274 тыс. FEU), то прогноз на 2021 г. составляет 670 тыс. Причины такого роста - в более низкой стоимости железнодорожных контейнерных перевозок (доставка контейнера от границы с Китаем до границы с ЕС стоит сегодня 3,2 тыс. $/FEU) и высокой скорости (пять дней от границы с Китаем до границы с ЕС).

Если в следующем году железнодорожный транзит через Казахстан, Россию и Белоруссию оттянет на себя дополнительно еще часть китайско-европейского контейнеропотока, рост мировых цен на импорт может быть несколько ниже, чем в прогнозе ООН. При этом в будущем доля российского транзита в китайско-европейской торговле будет неизбежно расти.

Сейчас также читают: Жители Заполярья не увидят уникальное за 500 лет лунное затмение

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20:15В декабре в Мурманске выпало 197% месячной нормы осадков

18:12В Апатитах водителя автобуса, по вине которого пассажирка сломала ребро, оштрафовали на 20 тысяч

15:20В Мурманске продают коллекцию оригинальных зажигалок

15:12Появилось видео смертельного ДТП с КАМАЗом, слетевшим с Кольского моста

14:35Новый год теперь для них не праздник — точка в деле затонувшего пять лет назад ярусолова «Онега» до сих пор не поставлена

14:00Жителям Мурманской области напомнили правила безопасности при обращении с газовыми баллонами

11:27В Мурманске произошёл пожар в 10-этажке

10:33Мурманский Роспотребнадзор рассказал, как правильно приготовить новогодний ужин

10:02Евгений ДАНИЛКИН. Александр Кучин. Часть 1. Талантливый и перспективный

09:52В Мурманске КАМАЗ дорожных служб врезался в гаражи, есть погибший

09:25«Жаркое» из звёздных актёров под «соусом» детектива — мурманский кинокритик о фильме «Достать ножи: Воскрешение покойника».

08:20Жителей региона ждет снежный день — прогноз погоды по Мурманской области

01:02От шуточной фразы к мифу: что скрывает выражение «Дед Пихто» — об этом знали не все

00:01Актриса Екатерина Шпица ждёт 2 ребёнка: она креативно поделилась новостью в соцсетях — подписчики в восторге

22:52На слона и лев бежит: прогноз матча Кубка Африки Кот-д’Ивуар – Камерун

22:52Мода модой, а опрятность никто не отменял: что нужно, чтобы выглядеть на миллион — все могут, но многие ленятся

22:30Вместо торта готовлю пирог на все праздники: крем и заливка делают его кулинарным шедевром — пропекается на 100%

22:23Чёрно-синее месиво: прогноз матча чемпионата Италии «Аталанта» — «Интер»

Все новости