Банк «Открытие»: проблемы с логистикой повысят мировые цены импортных товаров

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

Сохранение роста ставок фрахта контейнерных перевозок в течение следующего года может повысить мировые цены на импорт в среднем на 11%, говорится в обзоре состояния морского транспорта Конференции ООН по торговле и развитию при Генассамблее ООН, который был опубликован 18 ноября. Композитный индекс WCI Drewry, отражающий стоимость морских контейнерных перевозок, непрерывно рос на протяжении 2020 - 2021 гг., при этом его рост со временем заметно ускорился. Если в конце 2019 г. - начале 2020 г. значение индекса было менее 2 тыс. $/FEU (FEU - сорокафутовый эквивалент), а к осени 2020 г. оказалось в районе 3 тыс. $/FEU, то к концу сентября 2021 г. превысило 10 тыс. $/FEU. В результате коррекции к середине ноября этого года показатель достиг 9,1-9,2 тыс. $/FEU.

При этом композитный индекс рос в основном за счет китайско-европейских и китайско-североамериканских составляющих. Перевозки по маршруту Китай - Европа - Китай - это в первую очередь различные электрические потребительские и промышленные товары - товары для дома - а также смартфоны, компьютеры и ноутбуки, медицинская техника, промышленное электронное оборудование. Также значительная часть перевозок приходится на механическое оборудование, автотехнику и автокомплектующие, продукцию химпрома и прочие потребительские товары: мебель, одежду и текстиль.

Главной причиной нынешнего логистического кризиса стал резкий рост спроса на перевозки после снятия основных коронавирусных ограничений. Это привело к «заторам» в портах, падению средней скорости доставки грузов и, как следствие, к дефициту перевозочных мощностей и росту стоимости перевозки на наиболее загруженных направлениях. Спрос на перевозки, в свою очередь, включает две составляющие: отложенный на время локдаунов спрос конечных потребителей и сохранение неопределенности относительно новых волн коронавируса. Последний фактор заставляет грузовладельцев по максимуму загружать имеющиеся складские мощности на случай введения новых ограничений.

При этом в течение 2022 года мы ожидаем снижения влияния этих факторов при условии, что не возникнет новых волн пандемии. Для удовлетворения текущего аномально высокого спроса на грузоперевозки на маршруте Китай - Европа - Китай есть два инструмента. Во-первых, решением может стать наблюдаемый рост заказов на строительство нового флота и выход на рынок новых, относительно небольших, логистических операторов. Используемые ими суда имеют гораздо меньший дедвейт, чем широко использовавшиеся до этого суперконтейнеровозы, что позволяет им гибче проходить узкие места портовой инфраструктуры, сокращая время погрузочно-разгрузочных работ и используя относительно небольшие порты. Также повлиять может наблюдаемый рост сухопутных транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай - Европа - Китай. В том числе - перевозок через Казахстан, так как они обходят дальневосточные порты, где также есть сложности с контейнерными «заторами». Если в 2020 году транзит через Россию только по этому маршруту составил 548 тыс. TEU (274 тыс. FEU), то прогноз на 2021 г. составляет 670 тыс. Причины такого роста - в более низкой стоимости железнодорожных контейнерных перевозок (доставка контейнера от границы с Китаем до границы с ЕС стоит сегодня 3,2 тыс. $/FEU) и высокой скорости (пять дней от границы с Китаем до границы с ЕС).

Если в следующем году железнодорожный транзит через Казахстан, Россию и Белоруссию оттянет на себя дополнительно еще часть китайско-европейского контейнеропотока, рост мировых цен на импорт может быть несколько ниже, чем в прогнозе ООН. При этом в будущем доля российского транзита в китайско-европейской торговле будет неизбежно расти.

Сейчас также читают: Жители Заполярья не увидят уникальное за 500 лет лунное затмение

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18:20«Пьяный «домашний боксёр» разбивает супруге лицо, а через три часа его отпускают» — о том, почему напавших на полицейского в Апатитах пришлось ловить дважды [видео]

17:33Сотрудница банка помогла 80-летнему мурманскому пенсионеру сохранить миллион рублей

17:10СПИД не спит, и ты не спи: в Мурманске можно бесплатно узнать свой ВИЧ-статус

16:55За повторное пьяное вождение накажут не только жителя Апатитов, но и его супругу

16:37Ковдорский ГОК добыл 800-миллионную тонну руды

16:00В Мурманске супружеские разборки закончились уголовным делом

14:50Мурманская рецидивистка призналась в краже телефона

14:253,3 промилле — как это связано с младенческой смертностью — поясняет Минздрав Мурманской области

14:00В Китай, Нигерию, Марокко и другие страны из Мурманской области отправили более 100 тысяч тонн рыбы

13:49Дорогу до приезда ГАИ оперативно посыпали: водитель бензовоза-перевертыша после ДТП ищет доказательства скользкой дороги

13:05В Апатитах избили полицейского: возбуждено уголовное дело, ведется следствие

12:40Сделать Севморпуть судоходным круглый год — аналитик Наталья Мильчакова о восточном секторе Арктической транспортной артерии

18:20Гороскоп на 4 декабря, четверг, для всех знаков Зодиака: Близнецам нужно следить за словами, Козерогам — пересмотреть старые решения, а Весам — высказать мысли

18:03Холестериновые бляшки растворились: заставил атеросклероз отступить 1 укол — рекомендует кардиолог Крулёв

17:50Врут, как дышат: мужчины одного знака Зодиака редкие пустомели: обещают, а потом или сливаются, или выдумывают обиды для оправдания, почему не сделали

17:41Без пузырей и слёз: 4 промаха при оклейке обоев — секреты опытных мастеров

17:20Майор, модель и телеведущая: как сложилась судьба Оксаны Фёдоровой — долгожданное счастье

17:02Революция и звезда сезона 2025–2026: что точно будет модно зимой — почувствуете себя настоящей леди

Все новости