Банк «Открытие»: проблемы с логистикой повысят мировые цены импортных товаров

Александр Полыгалов, управляющий директор сектора транспорта аналитического управления «Открытие Research».

Сохранение роста ставок фрахта контейнерных перевозок в течение следующего года может повысить мировые цены на импорт в среднем на 11%, говорится в обзоре состояния морского транспорта Конференции ООН по торговле и развитию при Генассамблее ООН, который был опубликован 18 ноября. Композитный индекс WCI Drewry, отражающий стоимость морских контейнерных перевозок, непрерывно рос на протяжении 2020 - 2021 гг., при этом его рост со временем заметно ускорился. Если в конце 2019 г. - начале 2020 г. значение индекса было менее 2 тыс. $/FEU (FEU - сорокафутовый эквивалент), а к осени 2020 г. оказалось в районе 3 тыс. $/FEU, то к концу сентября 2021 г. превысило 10 тыс. $/FEU. В результате коррекции к середине ноября этого года показатель достиг 9,1-9,2 тыс. $/FEU.

При этом композитный индекс рос в основном за счет китайско-европейских и китайско-североамериканских составляющих. Перевозки по маршруту Китай - Европа - Китай - это в первую очередь различные электрические потребительские и промышленные товары - товары для дома - а также смартфоны, компьютеры и ноутбуки, медицинская техника, промышленное электронное оборудование. Также значительная часть перевозок приходится на механическое оборудование, автотехнику и автокомплектующие, продукцию химпрома и прочие потребительские товары: мебель, одежду и текстиль.

Главной причиной нынешнего логистического кризиса стал резкий рост спроса на перевозки после снятия основных коронавирусных ограничений. Это привело к «заторам» в портах, падению средней скорости доставки грузов и, как следствие, к дефициту перевозочных мощностей и росту стоимости перевозки на наиболее загруженных направлениях. Спрос на перевозки, в свою очередь, включает две составляющие: отложенный на время локдаунов спрос конечных потребителей и сохранение неопределенности относительно новых волн коронавируса. Последний фактор заставляет грузовладельцев по максимуму загружать имеющиеся складские мощности на случай введения новых ограничений.

При этом в течение 2022 года мы ожидаем снижения влияния этих факторов при условии, что не возникнет новых волн пандемии. Для удовлетворения текущего аномально высокого спроса на грузоперевозки на маршруте Китай - Европа - Китай есть два инструмента. Во-первых, решением может стать наблюдаемый рост заказов на строительство нового флота и выход на рынок новых, относительно небольших, логистических операторов. Используемые ими суда имеют гораздо меньший дедвейт, чем широко использовавшиеся до этого суперконтейнеровозы, что позволяет им гибче проходить узкие места портовой инфраструктуры, сокращая время погрузочно-разгрузочных работ и используя относительно небольшие порты. Также повлиять может наблюдаемый рост сухопутных транзитных контейнерных перевозок по маршруту Китай - Европа - Китай. В том числе - перевозок через Казахстан, так как они обходят дальневосточные порты, где также есть сложности с контейнерными «заторами». Если в 2020 году транзит через Россию только по этому маршруту составил 548 тыс. TEU (274 тыс. FEU), то прогноз на 2021 г. составляет 670 тыс. Причины такого роста - в более низкой стоимости железнодорожных контейнерных перевозок (доставка контейнера от границы с Китаем до границы с ЕС стоит сегодня 3,2 тыс. $/FEU) и высокой скорости (пять дней от границы с Китаем до границы с ЕС).

Если в следующем году железнодорожный транзит через Казахстан, Россию и Белоруссию оттянет на себя дополнительно еще часть китайско-европейского контейнеропотока, рост мировых цен на импорт может быть несколько ниже, чем в прогнозе ООН. При этом в будущем доля российского транзита в китайско-европейской торговле будет неизбежно расти.

Сейчас также читают: Жители Заполярья не увидят уникальное за 500 лет лунное затмение

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18:23В Мурманской области запустили поощрительную акцию от Фонда капремонта

18:15О ките Станиславе снова заговорят — фестиваль науки стартует в Мурманске

17:33Мурманчанка заплатит 60 тысяч рублей за «насилие» над полицейскими

17:23Более 3,5 тысяч сотрудников сократили в Мурманской области в 2025 году, только 33% трудоустроено

16:55Мурманскому предпринимателю запретили готовить салаты в антисанитарных условиях

16:23Поезд «Лыжная стрела» будет курсировать из Москвы в Апатиты и обратно с 29 декабря — РЖД

16:00Раскаялся в содеянном, но ответит по закону: кировчанин разбил маме голову табуретом

15:45Два часа, которые помогут избежать сексуального насилия мурманским морякам

15:23Побаски, игры и песни о море: 7 декабря в Мурманске выступит поморский хор из Варзуги

15:18Жители двух районов Североморска остались без отопления

14:23Дольше всего у первого владельца в Мурманске держатся автомобили марок Renault и Peugeot

14:20В Африканде-2 из горящих гаражей эвакуировали транспортные средства

18:20Гороскоп для 3 знаков Зодиака на 6 декабря: судьба играет в догонялки — лотерея непредсказуемости

18:05«Ахмат» — «Оренбург»: ChatGPT составил прогноз на матч в Грозном

18:02Зимой они улучшают почву на грядках: земля к весне станет плодородной — как будто внесли тонну навоза

17:50Семь пятниц на неделе: 3 знака Зодиака отличаются невероятной непредсказуемостью — легко меняют коней на переправе

17:47Ваш сад под угрозой исчезновения, пришла пора решительных мер: остановите нашествие слизней — простыми методами и ароматным кофе

17:01Советские вещи снова в моде: одежда из гардероба СССР в 2026 году — раньше она ассоциировалась с бедностью

Все новости