АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Дефицит

Михаил Жванецкий когда-то сказал, что он будет в выигрыше при любом развитии событий. Либо в нашей стране что-то изменится к лучшему, либо его произведения станут бессмертными. Жванецкого нет с нами уже почти полтора года, а его произведения становятся все бессмертнее и бессмертнее. Вот только одна цитата: «У нас чего только может не быть. У нас всего может не быть. У нас чего только не захочешь, того может и не быть».

Во вторник мы с Александрой Ретунской в программе «Послевкусие» на «Большом радио» обсуждали возможность реформы системы высшего образования в России и отказа от Болонской системы. Вполне естественно, что в процессе обсуждения возникал вопрос о возможной отмене ЕГЭ в средней школе. Ведь ни для кого не секрет, что мы присоединились к Болонскому процессу в 2003 году, главным образом, из-за того, чтобы наше высшее образование было сопоставимо с зарубежным, чтобы наши дипломы о высшем образовании котировались за границей. К сожалению, или к счастью, этого не произошло. Вот и возник вопрос, а за коим чертом нам нужен этот самый Болонский процесс, если нам от него толку, что от козла молока? Давайте, просто вернемся к старой, проверенной советской системе высшего образования, которая, как известно, была лучшей в мире. Причем, на этот раз, не голословно, а фактически самой лучшей системой высшего образования в мире, что неоднократно подтверждалось этим самым миром.

Ах, если бы все было так просто! Отказался от одного, достал с полки другое, встряхнул и начал пользоваться, как ни в чем не бывало. Фигушки! Ведь другой, может быть, более глубинной причиной перехода к Болонской системе, было желание новой российской власти выбить старую профессуру из наших вузов. Ведь они были плоть от плоти порождение Советской власти. Родились в СССР, выросли, учились, преподавали. Соответственно, большинство из них своих взглядов после смены власти в стране не скрывали и никогда не боялись их открыто высказывать. Вот и решили их под шумок, а, точнее, воспользовавшись шумихой вокруг Болонской системы, спровадить втихую на заслуженный отдых. Вот и спровадили. А новую профессорско-преподавательскую элиту не получили.

Думается, так же под шумок проводили дерзко задуманные кардинальные преобразования внутри наших вузов. В их числе этот трудный путь реформ и преобразований преодолел Мурманский государственный педагогический институт на пути к Мурманскому арктическому государственному университету. Такая смена вывески привела к тому, что вуз перестал выполнять свою главную задачу - выпускать учителей для средней школы. Обязательно надо сказать еще и о том, что в нашем провинциальном пединституте работали такие гиганты, что лекции профессоров историко-филологического факультета бегали слушать студенты факультета физико-математического. А в свою очередь, на физико-математическом факультете преподавал профессор, по учебнику алгебры которого училась школа всего Советского Союза! Конечно, я далек от мысли ставить под сомнение квалификацию нынешнего профессорско-преподавательского состава нашего арктического университета, но что-то не наблюдается среди них таких гигантов, как Алексей Алексеевич Киселев, Иван Федорович Ушаков, Вениамин Наумович Шейнкер, Борис Ефимович Вейц. Многие из нас, нынешних шестидесятилетних, имели счастье у них учиться, имеем право называть их своими Учителями! А ведь они учили всего-то навсего простых учителей, а не менеджеров или маркетологов.

А в итоге мы получили разбитое корыто, как та пушкинская старуха. От болонской системы мы имеем желание отказаться, но не имеем возможности, поскольку, преподавать в высшей школе будет некому! А в средней школе мы имеем возможность отказаться от ЕГЭ, но не имеем желания. Самое время произнести тост за то, чтобы наши возможности всегда совпадали с нашими желаниями.

Но ведь отсутствие нужного нам уже сегодня профессорско-преподавательского состава в вузах - это полбеды. А беда, и беда уже настоящая, в том, что завтра наших детей и внуков некому будет учить в школе, а, стало быть, о каких-то вузах говорить просто смешно. Ведь уже сегодня средних возраст учителей русской словесности в наших школах превышает 50 лет. А между тем, в Мурманском арктическом государственном университете нет кафедры русского языка. Дореформировались.

Фотография Татьяны Кудряшовой

Другие новости за сегодня

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

18:00Справедливость восторжествовала: Верховный суд встал на сторону северянки в деле о наследстве

17:03В Мурманской области 12 выпускников школ, гимназий и лицеев написали ЕГЭ на 100 баллов

16:05«Прорвемся!»: пьяный дальнобойщик врезался в опору освещения и пытался подкупить сотрудника ДПС

15:01Четверть мурманчан искали работу с помощью ИИ: плюсы и минусы современного рекрутинга

14:04Фестиваль чтецов в Мурманске поддержали грантом

12:26Без головы: в Апатитах на рельсах нашли труп мужчины

11:01Через 23 года тишины: корабельная рында вернулась на вершину высоты 258,3 в Мурманской области

10:0816 кг рукава и 70 кг манекен: в Мурманске испытание на прочность прошли газодымозащитники

16:29Ученые посетят остров Кильдин с научным исследованием 12 июля

15:24Горит тундра: в Териберке зовут волонтеров для спасения природы от огня

15:17Водовоз водоканала трижды колесил на встречной полосе по дороге из аэропорта Хибины

15:05В Мурманске появилась большая клумба «северных» тюльпанов

05:36Загородная резиденция Д’Артаньяна: дом Михаила Боярского нельзя назвать сказочным дворцом — все просто, но со вкусом

05:02Запашок из обуви: 20 капель в каждый ботинок — неприятного амбре как не бывало

05:00Ты удивишься: значение слова не так очевидно — как может показаться

04:23Пышные шапки гортензий — причина для зависти соседей по даче: удобрение дешевое, а результат невероятный

04:12В российских водоемах водится ядовитая рыба: какие виды нельзя есть — если поймали, лучше отпустить

03:39Вы стелите геотекстиль — а сорняки смеются: разоблачение главного мифа дачников

Все новости