Неделю назад я написал колонку, в которой рассказал о дефиците кадров в нашей высшей и средней школе. Дефицит преподавателей высшей школы делает разговоры о реформе высшего образования в России пустопорожней болтовней, а дефицит преподавателей средней школы и вовсе сводит на нет наши надежды на какое-то ни было образование. Придя к такому печальному выводу, я отправил материал в редакцию и решил позвонить маме. Разговор с ней заставил меня вернуться к теме дефицита, только взглянуть на нее с другой стороны. А точнее, с многих других сторон.
Как вы думаете, для чего люди смотрят выпуски новостей по телевизору? Для того, чтобы быть в курсе событий? Из любопытства? Для того, чтобы быть в тренде? Нет, нет и еще раз нет! Я узнал, для чего люди смотрят выпуски новостей по телевизору почти 30 лет назад. Тогда я работал на ГТРК «Мурман» и в день озарения был режиссером выпуска новостей. Их тогда набралось очень много, мы решили выдать в эфир все, наивно полагая, что люди ждут новостей. Вот из-за этого избытка новостей, мы были вынуждены дать прогноз погоды, венчающий каждый новостной выпуск, не на первой скорости, как всегда, а на третьей. Одним словом, прогноз погоды пролетел по экрану в один миг, а мы идеально вышли на федеральные «Вести», которые начинались в 20:00. Трезвон редакционных телефонов я услышал еще на полпути из аппаратной в редакцию. Звонили возмущенные телезрители. А возмущались они тем, что мы не дали им толком рассмотреть, какая погода ожидается в области завтра. Дело закончилось тем, что мы, устав от ругани в свой адрес, просто уехали домой, оставив непрерывно звенящие телефоны на редакционных столах. Вот тогда-то я и понял, что люди смотрят выпуски новостей, главным образом потому, что их интересует прогноз погоды на завтра.
Правда, моя мама смотрит новости не только для того, чтобы узнать прогноз погоды. Может быть, именно поэтому, в середине одного из новостных выпусков на федеральном канале она послушала интервью с каким-то большим гидрометеорологическим начальником. Он посетовал на плачевное положение с кадрами в нашей гидрометеорологии. И если средний возраст учителей русской словесности в средней школе перевалил за 50 лет - я писал об этом неделю назад - то средний возраст дипломированных метеорологов еще выше! И какой вывод прикажете сделать? Не завтра, так послезавтра предсказывать погоду, пусть даже и с ошибками, к которым мы давно привыкли, будет просто некому. Не идет молодежь в эту профессию. Непрестижно, платят мало, перспективы туманны.
И так почти везде. В медицине почти катастрофическая нехватка кадров. Причем, во всех звеньях. Не хватает не только узких специалистов, но и медсестер и санитарок. Их не хватает даже в тех регионах, где есть свои медицинские институты и медицинские училища. И проблема это требует скорейшего решения на федеральном уровне, поскольку ни один регион в России не сможет решить ее самостоятельно. Ведь нельзя построить коммунизм в одной отдельно взятой области. И никакие программы, типа «Земский доктор», или «Арктический доктор» решить ее не могут. Ведь по этим программам мы зазываем к себе врачей из других регионов. Но давно известно, для того, чтобы где-то прибыло, надо, чтобы где-то убыло. Вот мы и пытаемся решить проблему дефицита медицинских кадров за счет других регионов, то есть, создавая у них этот самый дефицит.
А еще говорят, у нас катастрофически не хватает рабочих. Например, строительных специальностей. Говорят, что из 16 тысяч человек, работающих на стройке на западном берегу Кольского залива, трудится всего 100 человек из Мурманской области.
А нас в детстве пугали: «Будешь плохо учиться в школе, пойдешь учиться в ПТУ». Интересно, а как дела обстоят сейчас? Чем теперь родители пугают своих чад? Или уже ничем не пугают, потому что их уже ничем не напугать? Или уже твердо решили, что их чада получат высшее образование, чего бы это родителям не стоило? Причем, в том числе и в прямом смысле слова? Неужели актуальной на полном серьезе стала шутка еще советских времен: «Главная задача в жизни бабушек и дедушек - довести своих внуков до пенсии»?
Ну, хорошо, пусть учатся на здоровье в университетах и институтах, в колледжах и техникумах, в училищах и в кадетских корпусах. Но у меня возникает вопрос: а куда же они все деваются по завершении учебы? Работают? Тогда, расскажите мне, где и кем. Откройте секрет, кого сегодня выпускают наши многочисленные университеты? Какая квалификация стоит в дипломах их выпускников?
У нас не хватает преподавателей высшей школы, в средней школе не хватает учителей, не хватает врачей, медсестер и санитаров, нет нужного количества квалифицированных инженеров, нет рабочих самых разных специальностей, скоро даже погоду предсказывать будет некому. Где же трудится наша смена? Куда идут те, которые должны быть лучше нас, умнее нас? Вспомнился старый анекдот: «Ну, как ты, устроился в жизни? - Да нет, еще работаю». Скажите, как мы будем жить завтра? Устроимся ли?
Фотография Татьяны Кудряшовой