Гиперборейцы против «гиперкавказцев». Это мы не сами придумали, а подсмотрели в комментариях к публикации о событиях в Ковдоре Хотя тише-тише! Национальный вопрос просили не педалировать, да мы и не собирались. Ответы на все вопросы дадут компетентные органы. А пока полистаем подшивки газет в архивах. Все новое, как известно, хорошо забытое старое.
2008 год. Публикаций Заремы Боровой в газете «Мурманский вестник» под названием «Какой же я был идиот...»
Известный криминальный журналист решила взять интервью у заключенного, отбывающего срок в колонии строго режима. У мужчины из Ковдора это была уже третья ходка. Сначала была кража, а потом рэкет.
Местная братва предложила парню плевое дело - «крышевать» ларечников. Собирать деньги с точек, где торгуют приезжие из бывших союзных республик.
- С палатки собирал по 500 рублей в месяц, с магазина - 1000. 20 процентов отдавал в коллектив... Остальное оставлял себе. Выходило от 9 до 15 тысяч в месяц. А потом ходил по крупным магазинам, предлагал директорам выбивать кредиты. За 50 процентов. Если, к примеру, покупатель взял холодильник за 17 тысяч и не отдает кредит, я прихожу, забираю у него эти деньги и половину отдаю директору магазина, - описывал рэкетир события девяностых. Потом была очередная отсидка в колонии, собственный швейный бизнес и новое заманчивое предложение - возить запрещенные препараты.
На тот момент в моногороде действовало неписанное правило - никакой наркоты. За порядками внимательно следил «смотрящий» некий Дима Сумбаев. Но постепенно табу утратило силу.
Так что в начале нулевых в горняцкий город просочилось зелье. Наркотрафик был хороший, деньги текли рекой, признался Зареме Боровой зэк. Бывший наркоделец признался журналистке, что его клиентами были молодые люди от 18 до 30 лет. На Ковдорском ГОКе в те годы рабочий получал около 15 тысяч рублей в месяц. Если подсаживался на наркотики, то начинал все тащить из семьи, потом занимать у знакомых, потом воровать или вышибать деньги у мелких торговцев. Круг замкнулся. Интересно, а какие нынче нравы у плечистых молодых, принимавших участие в потасовке? На ум приходи отзыв, оставленный каким-то туристом на просторах интернета после визита в Ковдор. Это советский город, застрявший в 90-х. Следуя этой логике, столица Гипербореи унаследовала из лихих девяностых не только угрюмую архитектуру, но и вредные привычки.
Заглавное фото Татьяны Кудряшовой