Nord-News продолжает знакомить читателей с проектом «Оборона Заполярья в фрагментах», от историй и фактов в котором невольно может в жилах застыть кровь.
Даже на мгновение ощутив и прочувствовав весь страх и ужас, которые испытывали участники военных действий с 1941 по 1945 годы, возрастает в разы ценность жизни - собственной, родных и близких, даже посторонних и абсолютно незнакомых людей. И порой спасти угасающую жизнь во многих случаях можно только благодаря переливанию крови. По мнению современников, безвозмездное донорство основывается на лучших человеческих чувствах и качествах.
С началом Великой Отечественной войны потребность в донорской крови резко возросла. В период 1941-1945 годов было совершено свыше семи миллионов переливаний крови.
Практически во всех городах и районных центрах страны были развернуты донорские пункты. Действующая армия получила свыше 1,7 млн литров крови. Кровь сдавали около 5,5 млн человек, и абсолютное большинство при этом отказывалось от положенных выплат, передавая деньги на нужды фронта. [Санитарное просвещение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. // ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора]
Мурманчане во время Великой Отечественной войны сдали 25 368 литров крови.
«Станция переливания крови с первых дней войны развернула большую работу по организации донорских кадров, по консервации и транспортировки крови в войсковые районы Северного флота. За все время войны станция переливания крови удовлетворяла полностью нужды 14 и 19 армий Карельского фронта. Всего прошло 8192 донора. На 01.07.1943 имелся постоянный актив 2300 доноров. Добыто и переработано свыше 10 тонн крови. Станция переливания крови работала под непосредственным руководством П.А. Баяндина, как заведующего станцией», - вспоминал заслуженный врач РСФСР Александр Кровицкий, руководивший в годы войны Мурманским горздравотделом.
[Из воспоминаний А.Я. Кровицкого - о работе Мурманской областной станции переливания крови в годы Великой Отечественной войны. 1965 г. ГАМО. Ф. Р-992. Оп. 1. Д. 69. Л. 5.]
[Из воспоминаний А.Я. Кровицкого - о работе Мурманской областной станции переливания крови в годы Великой Отечественной войны. 1965 г. ГАМО. Ф. Р-992. Оп. 1. Д. 69. Л. 6.]
Мурманская область в годы войны была прифронтовым регионом, поэтому вопросы организации работы станций переливании крови стали первостепенными. Рассчитывать на доставку донорской крови из других регионов не приходилось.
По инициативе руководителя Мурманской областной станции переливания крови П.А. Баяндина были организованы два филиала станции в Кандалакше и Кировске.
[Характеристика заведующего Мурманской областной станции переливания крови П.А. Баяндина. 6 июля 1942 г. ГАМО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 87. Л. 23.]
За это он был удостоен премии Совнаркома республики:
[Газета Полярная правда. - 1943. - 2 апр.]
Консервированная кровь отпускалась в различной таре: ящиках, чемоданах, утепленных сумках, изготовленных по специальному образцу еще в начале войны. Для поддержания необходимой температуры в изотермическом ящике летом помещался лед, зимой - грелки.
Один из таких ящиков для транспортировки крови Петра Баяндина хранится в Мурманском областном краеведческом музее. В нем создавался искусственный климат с температурой, по возможности близкой к постоянной. Ящик представляет собой термос - двухстенная конструкция с теплоизолирующим слоем. Внутри определенного размера и глубины гнезда для конвекции воздуха. Были термосы на 12 склянок крови по 500 мл, которые предназначены для полевых условий, а были на 4 склянки с габаритами 45х29х32 см для войсковых частей. При экстремальных температурах воздуха от -45° до +45° перезарядка термоса требовалась каждые 12-24 часа, что являлось существенным недостатком.
Казалось бы, технический перечень составляющих частей обычного неодушевленного предмета, который нес в себе надежду на спасение человеческой жизни. И спасал. Сложно даже вообразить энергетику этого ящика - сколько рядом с ним было пролито слез страха и благодарности за возможность дышать и продолжать жить.
Об этих подвигах писали газеты:
[Газета Полярная правда. - 1943. - 25 апр.]
В результате смертность от потери крови в эти годы составила менее 10%, тогда как в Первую мировую войну по этой причине было порядка 65% умерших.
Ранее Nord-News рассказывало о письме матери Алексея Генералова, а также о фугасном огнемете Abwehrflammenwerfer-42, которые хранятся в фонде Мурманского областного краеведческого музея.
Фото: Nord-News, www.murmanarchiv.ru
Сечас также читают: Норвежский город Тромсе разрывает побратимские отношения с Мурманском