Страшная трагедия в Оренбурге, где бродячие собаки загрызли восьмилетнего ребенка, снова подняла один из самых острых для общества вопросов: как быть с бездомными животными?
1 марта в нашей стране вступил в силу закон, разрешающий регионам вводить дополнительные требования к содержанию и выгулу домашних животных, а также обязывающий разработать порядок действий для предотвращения нападений.
Что включает в себя этот порядок? Мониторинг популяций безнадзорных животных и фиксирование мест, куда их нельзя выпускать после биркования, а также оперативное реагирование на жалобы людей на собачьи стаи. То есть, до 1 марта реагировать можно было не оперативно и собак не считать? А место куда нельзя возвращать собак, наверное, центр города?
Ни одно из этих требований не решает существующие проблемы, которые в перспективе могут стать проблемами губернаторов. В регионы для обсуждения направлен документ, позволяющий главам субъектов принимать решения об «организации мероприятий при обращении с животными без владельцев».
«В этом случае некоторые положения базового закона смогут не применять. Речь о таких нормах, как, например, обязанность регионов отлавливать животных, помещать их в приюты, стерилизовать и вакцинировать, а потом возвращать на прежние места обитания, если они не проявляют немотивированную агрессивность. Или - запрет содержать пойманных бродячих животных в местах и пунктах, которые не считаются приютами», - приводит выдержку из документа «Парламентская газета».
Зоозащитники бьют тревогу, справедливо полагая, что губернаторам будет проще принять решение о региональном прекращении моратория на усыпление собак, что повлечет массовое убийство животных, а не о строительстве приютов, на которые ранее федеральный центр ориентировал региональные власти.
На эти новости бодро отозвался наш комитет по ветеринарии, отрапортовав о том, что у нас «мониторинг, начиная с 2017 года, ветеринарной службой проводится ежегодно. Данное мероприятие необходимо для контроля эффективности мер, принимаемых к снижению численности безнадзорных собак на улицах, а также для оценки ситуации с животными без владельцев в населенных пунктах». Это как-то помогло в решении проблемы бездомных животных? Нет. Но наши чиновники в курсе, сколько у нас собак.
Потрясающий комментарий комитет по ветеринарии дал РБК: «В I квартале зарегистрировано 1645 собак, чипировано (по госзаданию) 982 особи, из них 981 собака и 1 кошка. По плану в 2023 году подлежит чипированию 2700 особей, есть опережение», - прокомментировали в ведомстве. Тут все в кучу, собаки, особи и кошка. Но нет решения проблемы.
В городе-герое Мурманске есть один приют, который держится на плечах Оксаны Анчишкиной и пожертвованиях людей, ЦВСЖ, занимающийся отловом и десятки зооволонтеров, которые берут на передержку собак и кошек, лечат их и годами ищут им хозяев. И если отловщики получают бюджетные деньги, за манипуляции с животными, но почему-то не несут ответственности за то, что собаки, пойманные в одном месте, с биркой в ухе возвращаются потом совершенно в другой район города, то волонтеры и хозяйка единственного в городе приюта не получают никакой поддержки от региона. При том, что бездомных собак на наши улицы не марсиане подбросили.
Паблик 3ооПОТЕРЯШКИ (Мурманская область) во Вконтакте: «Мурманск, ночью на ул. Орликовой, 53 найдена собака, была очень туго привязана к трубе на входе в подъезд. Со слов нашедшей, собака избита».
Фонд поддержки бездомных животных «Ищу Человека»:
Группы мурманских зооволонтеров пестрят сообщениями: найдена собака с ошейником, выброшена собака, привязана собака, животное на самовыгуле, на территории предприятия родились щенки. Это всё, так или иначе, последствия решений и поступков конкретных людей, которые в какой-то момент решили, что собака им не нужна, и выкинули её на улицу, или решили сделать доброе дело, прикормив животное, но не стерелизовав.
«Это одна из самых распространенных историй, когда люди отправляют собаку или кошку на улицу из »благих побуждений», что там её подберет добрый человек. Не понимая, что в данном случае обрекают бывшего домашнего питомца на смерть. И усыпление тут гораздо гуманнее», - говорит один из зооволонтеров.
«На Дровяное постоянно привозят домашних собак, чтобы избавиться от них. Я своими глазами видела однажды, как у остановки притормозила машина - они высадили собаку и поехали. Пес бежал за машиной, а хозяева снимали это на телефон. Эта собака ночь просидела на дороге к городу и её насмерть сбила машина. Это нечеловеческий поступок, со стороны хозяев. Но мы такие трагедии наблюдаем постоянно», - рассказала жительница Дровяного Ольга.
Всё это говорит о том, что снимать мораторий, не предусматривая ответственности для хозяев животных, нельзя. Это значит переложить разгильдяйство людей на зверей.
А в Оренбурге похоронили восьмилетнего мальчика. По факту случившегося возбуждено два уголовных дела по ч. 2 ст. 293 УК РФ («Халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека») и п. «в» ч. 2 ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека»). В качестве подозреваемого задержан начальник управления жилищно-коммунального хозяйства администрации Оренбурга Анатолий Байкаров.
Сейчас также читают: Частные дома в Мурманске подорожали почти на 14%