Сегодняшний заголовок - это вовсе не отсылка к Шекспиру. Читать или не читать? Этот вопрос передо мной никогда не стоял. Разумеется, читать. Сначала все подряд. Взахлеб, запоем читать. Днем и ночью, под одеялом, с фонариком. Потом, когда я понял, как мне казалось, что именно надо читать, перешел на более спокойное чтение. Спокойное, значит, без захлебов и запоев. Более методичное, что ли. А уже гораздо позже понял, что ответа на вопрос «что читать?» я так и не получил.
Заканчивающаяся неделя у нас особенная. У всех нас. И не только для жителей Мурманской области. Хотя, для нас, может быть, в большей степени. И для меня. Судите сами. Во вторник в России был День поэзии. И немудрено. Ведь это был день рождения Александра Сергеевича Пушкина. А он, как известно, «наше всё». Или, по крайней мере, был таким. Помню, как в 1999 году страна готовилась встретить 200-летие со дня рождения Александра Сергеевича. Дело дошло даже до социальной рекламы на Первом канале, когда пушкинские строки читали губернаторы российских регионов. И наш тогдашний, Юрий Евдокимов, засветился. Очень хочется верить, что Пушкин по-прежнему наше всё.
Так уж получилось, что именно в день рождения Пушкина, шесть лет назад ушел из жизни замечательный русский поэт, наш земляк Николай Владимирович Колычев. А еще завтра в Мурманске начинает свою работу Всероссийский библиотечный конгресс. Приедет к нам почти тысяча гостей со всех волостей, в том числе и писатели, которые будут представлять нам свои книги на специализированной ярмарке.
А еще на этой неделе два дня подряд в прямом эфире «Большого радио» я беседовал сначала с двумя очаровательными библиотекарями из областной научки, которые занимаются подготовкой Конгресса, который должен стать крупнейшим событием в литературной жизни нашей области. А на следующий день, уже в своей авторской программе, разговаривал о современном состоянии русской литературы со своим старинным товарищем поэтом, прозаиком, журналистом и литературным критиком Дмитрием Коржовым.
Думаю, что теперь вы поняли, что написать на этой неделе я мог только о русской литературе. При этом сам я ни разу не литературный критик и не литературный блогер. Так, любитель почитать. Не более того. Поэтому поучать и просвещать никого не собираюсь. Просто дилетантские мысли, пришедшие мне в голову под влиянием всех вышеперечисленных культурных событий.
Когда библиотекари ушли, то одна из моих коллег сказала: «А я бы всю школьную программу по литературе пересмотрела и рассказывала бы ребятам только о тех книгах, которые они читают, которые им нравятся». Высказывание не лишено оснований, но далеко не бесспорное. Мне кажется, главное здесь не поддаться «веяниям времени», не взять и выкинуть кого-нибудь из школьной программы, а кого-нибудь вставить. Просто поскольку времена изменились. А если времена еще изменятся? А они непременно изменятся! И не раз! Что? Так и будем одного выкидывать, а другого включать? Так не годится. Думаю, что главная задача преподавателя литературы в школе в том, чтобы привить ребятам вкус к чтению и вкус к хорошей литературе. Именно к хорошей. А не к модной, сиюминутной.
Мне и моим одноклассникам очень повезло. В девятом классе русскую литературу у нас преподавала совсем молодая учительница, недавняя выпускница Мурманского государственного педагогического института. Звали ее Лариса Дмитриевна Полторан. Потом она много лет преподавала в нашем педе и пользовалась любовью и большим уважением студентов. Только там ее все знали, как Ларису Дмитриевну Шахову. Так вот, девятый класс - это русская классическая литература девятнадцатого века. Для многих из нас - это скука смертная. Но не в случае, когда у вас такой учитель, какой был у нас! Думаю, главное, что я понял из её уроков, что литература не делится на классическую и современную, на поэзию и прозу, на детективы и фантастику. Вся литература делится на хорошую и плохую. И задача учителя научить нас отличать хорошее от плохого.
Кто-то из философов сказал, что для того, чтобы стать интеллигентным человеком надо прочитать десять книг. Всего-то десяток! Его попросили огласить список. А он ответил, что каждый человек должен определить эти десять книг для себя сам. И только сам. Но для того, чтобы этот список определить, надо прочитать хотя бы пятнадцать тысяч томов.
Так что, читайте, господа, читайте. А то ведь дошло уже до того, что Россия перестала быть самой читающей страной в мире. Надо ли уточнять, что нас здесь обскакал вездесущий Китай? Не надо. И так ясно. Но я не об этом. До 2022 года почти десять лет подряд самым издаваемым автором в России была Дарья Донцова. Это что такое делается? Значит, уже не Пушкин, а Донцова «наше всё»?! В таком случае, может быть и к лучшему, что мы уже не самая читающая страна в мире? Ведь то, что пишет Дарья Донцова - это плохая литература. Понимаю, что и у нее достаточно поклонников, но я ведь высказываю свою личную точку зрения, отдавая себе отчет, что она может не совпадать с точкой зрения другого человека. Но меня так учили. Кстати, Донцову на пьедестале в 2022 году сменил Захар Прилепин. Вот он - писатель. Хотя тоже не герой моего романа. Расхрабрился. Выскажу еще одну, весьма крамольную мысль. В конце 80-х годов прошлого века в школьную программу по литературе включили произведения Александра Исаевича Солженицына. Так вот, я считаю Александра Солженицына плохим писателем. Читать его «глыбы» невыносимо скучно. Невыносимо слушать его поучения о том, как надо жить и как не надо, что надо делать и чего делать не надо. Солженицын - это слабая литература. Опять-таки повторюсь, что это всего лишь моя скромная дилетантская точка зрения. Кстати, в последнее время Солженицыну достается и без меня. Но достается весьма своеобразно. Рассказывают, что он был плохим человеком, с плохим характером, с излишним самомнением и так далее. Но ведь мы о писателе, а не его моральном облике! У Пушкина и Лермонтова был тоже непростой характер. Ох, непростой. Может быть, именно характер и спровоцировал в определенной степени их раннюю смерть. А ну как был бы у Пушкина другой характер?! Был бы он покладистым и добрым приспособленцем? Может быть, тогда и не взошло бы вовсе солнце российской литературы?
Так что, читайте, читайте и еще раз читайте. Любые книги. Бумажные, электронные, слушайте аудиокниги. Тогда, может быть, и у вас появится свой список из десяти книг, которые каждый человек должен обязательно прочитать в своей жизни.