Мурманчанка Анастасия Рылова более 10 лет проработала поваром в известной в городе ресторанной сети, но почти три года назад решила кардинально сменить профессию. С ресторанной кухни пересела за руль троллейбуса.
В наши дни осталось крайне мало рабочих сфер, в которых совсем нет женщин. Хороший тому пример то, что профессия водителя исконно считается сугубо мужской. Впрочем, сейчас всё чаще за рулём троллейбусов и автобусов можно увидеть хрупкие женские руки. Наверняка мурманчане, которые пользуются общественным транспортом, не раз обращали внимание на таких женщин и мысленно задавались вопросами.
Nord-News заглянуло в кабину водителя и спросило у Анастасии Рыловой о тонкостях профессии, любимом маршруте и мурманских автомобилистах.
- Анастасия, расскажите, почему вы выбрали профессию водителя троллейбуса? И как отнеслись к этому ваши родные и близкие?
- Всё началось с того, что пять лет назад я получила водительские права, и мне, возможно это прозвучит банально, очень понравилось ездить. Кстати, инициатором того, чтобы я села за руль, был муж. Он настоял на том, чтобы я пошла в автошколу. В Мурманске нет большого выбора разъездных профессий для женщин, поэтому я остановилась на АО «Электротранспорт», где работаю уже почти три года. После 12 лет на ресторанной кухне я ещё ни разу не пожалела, что решила так кардинально поменять свою жизнь. «Электротранспорт» - надёжное предприятие со стабильным заработком и социальными гарантиями. Семья, конечно, была удивлена, но поддержала моё решение сменить работу.
- Какой он - водитель троллейбуса, и какие его главные качества? Что нужно для того, чтобы им стать?
- Стрессоустойчивость в этой профессии ценится в первую очередь, ведь мы работаем с людьми. За рулём, на дороге - внимательность и быстрая реакция, а дальше, в основном, это полученные знания во время обучения. Для того чтобы стать водителем троллейбуса, я поступила в лицей №14, учёба продолжалась 11 месяцев. Кстати, наличие прав категории «B» необязательно. Водить «рогатую» машину учат с нуля. Впервые за руль троллейбуса я села спустя два месяца после начала обучения. Первое время колесила по депо, после сдала внутренний экзамен, а потом уже был выезд в город на учебном троллейбусе под чутким присмотром инструктора. Учиться было очень интересно, но пока не начала тренироваться водить, мне порой не хватало практики. Хотелось видеть устройство машины воочию, а не в разрезе с картинок в учебниках и на плакатах.
- Существуют ли какие-то особые правила в работе с троллейбусом? Помните ли свой первый самостоятельный выезд на маршрут?
- Из особых правил только ПДД и правила технической эксплуатации троллейбуса - без них далеко не уедешь. Современный электронный троллейбус - непредсказуемая вещь. Ему может не понравится всё что угодно. Перепады температуры, например. Соответственно, нужно быть «на ты» с электричеством, разбираться в агрегатах и узлах, с ловкостью закидывать верёвки токоприёмников и научиться менять угольные вставки. Звучит это, конечно, совсем не по-женски, но всё приходит с опытом. Спустя два-три года безаварийной работы водитель троллейбуса может сдать экзамен на классность [разряд - Ред.] и получить прибавку к зарплате. Быть уже не просто водителем, а обучать стажёров. Я, если честно, об этом ещё не задумывалась - мне есть к чему стремиться. Ещё свежи воспоминания о первом самостоятельном рейсе. Скрывать не буду - волнений была масса. Почему-то казалось, что, если доеду до остановки на улице Челюскинцев, преодолев спуск с Семёновского озера, всё точно будет хорошо. И да, всё было хорошо.
- Во сколько начинается и как проходит ваш типичный рабочий день?
- Начало рабочего дня зависит от графика. Сегодня, например, я села за руль в шесть утра, но прежде прошла медицинское освидетельствование и получила оборудование для троллейбуса. Это обычная рутина перед выходом на маршрут. Самый первый троллейбус у нас выезжает в 5 утра, а последний уходит в депо ближе к часу ночи. Однажды я даже встретила Новый год за рулём. В полночь подъехала в депо. Мы тогда с кондуктором ещё посмеялись над поговоркой: «Как Новый год встретишь, так его и проведешь».
- Есть ли у вас любимый или, наоборот, нелюбимый троллейбусный маршрут?
- За почти три года работы все городские маршруты, как говорится, изъездила вдоль и поперёк, но на дороге нужно быть готовой ко всему: ремонтные работы, ДТП, резкое ухудшение погоды. Хотя знаете, иногда погода добавляет своего шарма. Во время дождя отблеск фар просто завораживает. А вот мой любимый троллейбусный маршрут - это «четвёрка». Он самый длинный - проходит через весь город, а ещё очень живописный. Особенно в конце августа, когда вечером зажигают фонари и Мурманск становится таким особенно уютным. На спуске с Семёновского озера открывается отличный вид на порт и центр города, а когда подъезжаю к 305-ому микрорайону - это спуск с улицы Кооперативная на улицу Беринга - можно полюбоваться видом на залив и Кольский мост. Бывает, на маршруте и рассветы встречаем, и закаты провожаем. В общем, у нас здесь своя рабочая романтика.
- Невозможно не спросить о мурманских автомобилистах, часто ли подрезают и как в целом складываются «отношения» на дороге?
- Скажу честно, да, подрезают и, к сожалению, очень часто. Культура вождения в нашем городе оставляет желать лучшего. Порой складывается впечатление, что наши автомобилисты забыли, что у общественного транспорта на дороге есть определённые преимущества. Водителей, которые по правилам дают отъехать от остановки, единицы. Каждый второй торопится, пытается втиснуться. А итог - частое резкое торможение и негодование в салоне троллейбуса. Пассажирам, а особенно тем, кто сам никогда за руль не садился, не объяснишь. Для них виноват водитель троллейбуса.
- Вы каждый день перевозите мурманчан из одного конца города в другой. Вероятно, при работе с людьми случаются разные ситуации. Может быть, за эти три года запомнилось что-то особенное?
- Мне очень запомнилось ковидное время, что, думаю, неудивительно, ведь я только начала тогда работать. Такой концентрации негатива я ещё никогда не встречала. Хотя мне грех жаловаться, весь удар на себя брали кондукторы. В кабине водитель один, прямого контакта с пассажирами нет, и можно было ездить без маски, но некоторые принципиальные пассажиры спорили так сильно, что мне приходилось тоже её надевать, иначе мы просто не могли отъехать от остановки. Работать с людьми бывает довольно трудно. Но, к счастью, случаются и отдушины. Пожилые люди часто благодарят за то, что подождала, пока они переходили через дорогу, а, бывает, в зеркале заднего вида замечаю чью-то улыбку. В такие моменты настроение улучшается.
Фото: Екатерина Громова
Сейчас также читают: Северяне поспорили о необходимости давать отопление в квартиры уже в конце лета