Это история о том, что в жизни всегда есть место не только для нового стартапа, но и возможность быстро заработать даже на обычном и старом добром бизнесе. Надо только оказаться в нужном месте в нужный момент истории и, проанализировав ситуацию, быстро принять правильные решения.
Недавно у меня вышла колонка «Мурманск как форточка в Европу», где рассказывается о том, что Мурманск строился как запасное окно в Европу, потом превратился в широкие ворота, а недавно сузился до размеров форточки. Кто только ни ездил через Мурманск в Норвегию и Финляндию, а далее по всему миру в тот период, когда окно было широко распахнуто.
А вот в 2015 году неожиданно хлынул очень специфический турист, который стал использовать Мурманск как калитку в Европу. Это были сирийские, и не только, беженцы. Все отели и хостелы города неожиданно наполнились смуглыми людьми в недорогих одеждах. Как выяснилось позднее, это заработал новый, так называемый, Арктический или северный транзитный коридор в Европу в дополнение к старым южным через Турцию и Грецию.
При виде некоторых беженцев сознание даже не самых сильных в географии и обществознании мурманчан отказывалось воспринимать их как сирийцев. Вскоре выяснилось, что под видом сирийцев к нам потянулись граждане из примерно 20 разных стран Азии и Африки, включая Афганистан, Бангладеш и Судан.
Правда, вскоре среди них стали появляться и довольно сытые, лощёные и богато одетые люди, которые легко снимали и оплачивали дорогие люксы. Это под видом сирийцев попытать счастья в «европах» поехали люди из Ирана, Индии и других сравнительно благополучных стран. Помню, как в холле нашего отеля «Park Inn by Radisson Полярные Зори» на диванах, в ожидании такси до Норвегии вальяжно сидели семьи, чьи украшения, золотые часы, сумки «Биркин», чемоданы «Луи Виттон» тянули на многие десятки тысяч евро.
Кроме отелей большие деньги тогда заработали таксисты, которые подвозили клиентов от отелей города до границы с Норвегией. Впрочем, это вполне логично и ожидаемо. Но самую огромную и совершенно неожиданную внеплановую прибыль стали получать спортивные магазины, торгующие велосипедами в Мурманске и в приграничном городе Никель.
Дело в том, что из-за миграционных и пограничных особенностей Норвегии таксисты не могли пересекать границу с такими клиентами, им бы пришлось заплатить огромный штраф или даже потерять право въезда в европейские страны, т.к. они становились бы в таком случае пособниками нелегальной эмиграции. Ведь у всех этих беженцев не было шенгенских виз. Поэтому таксисты довозили их только до КПП на российской стороне.
При этом пешком пересекать нейтральную полосу между двумя странами было нельзя. А вот двигаясь на велосипеде, можно. В Мурманске и соседних городках были раскуплены все запасы велосипедов, цены на них взлетели в 5-6 раз. Раскупили даже сломанные велосипеды, даже без педалей. Главное было иметь под собой велик, а крутишь ли ты педали или отталкиваешься ногами, было не важно. Юридически ты всё равно едешь на велосипеде.
Кстати, велосипеды, как сломанные, так и новые бросались тут же на границе. Продать их норвежское правительство не могло из-за непонятного статуса собственности и норм безопасности. Поэтому в течении года те жители Мурманской области, которые регулярно по разным делам ездили в Норвегию и Финляндию, с изумлением глядели на быстрорастущие велосипедные эвересты около КПП. В итоге, насколько я знаю, потом несколько тонн этого железа было увезено в Швецию на переработку как металлолом.
За несколько месяцев продажи велосипедов в Мурманской области побили все рекорды, а торговцы ими смогли заработать большие деньги. Особенно те, кто сразу уловил новую тенденцию и смог быстро заказать партии ходового товара. А оптовые продавцы велосипедов, заваленные заказами из далёкого Мурманска, наверное, были уверенны, что на севере России проходит какой-то, как минимум, галактический турнир по велоспорту.
Сейчас также читают: Минобрнауки: С курсом «На Севере - жить!» внеклассная нагрузка в школах не увеличилась