На площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) состоялось заседание Дискуссионного клуба на тему «Геология в Арктике: прошлое, настоящее и будущее». Эксперты оценили потенциал разведки и разработки новых месторождений полезных ископаемых в Арктической зоне.
- России по-прежнему нужны полезные ископаемые, в том числе углеводородное сырьё и редкоземельные металлы для достижения задач по технологическому суверенитету. Это, конечно, требует особого подхода к сфере геологоразведки, которая в последнее время незаслуженно оказалась «на задворках» социально-экономического развития нашей страны, – считает председатель правления ПОРА Николай Доронин.
По мнению советника руководителя Кольского научного центра РАН Владимира Маслобоева, в Арктике необходимо использовать технологии более глубокой переработки и получения дополнительных ресурсов из уже открытых и эксплуатирующихся месторождений. Ряд редких элементов сегодня можно получать, например, из отходов работающих горно-металлургических предприятий.
Кроме того, он отметил, что 70% ресурсов редкоземельных металлов, зарегистрированных в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, связаны не с новыми, а с уже известными хибинскими апатит-нефелиновыми месторождениями.
- Надо всё-таки пересмотреть минерально-сырьевую базу и стараться как можно больше взять стратегически важных материалов из окрестностей тех горнодобывающих районов, которые уже известны, освоены и которые бы позволили экономически эффективно обеспечивать страну и добиться того самого технологического суверенитета, - отметил он.
Эксперты обсудили аспекты разработки арктических углеводородов.
- Бытует мнение, которое нам навязано с Запада, что в недалёком будущем нефть и газ будут в значительной степени или полностью замещены восполняемыми источниками энергии. Я вам скажу, что нефть и газ будут востребованы вечно. Другое дело, какие объёмы будут перераспределяться. Без сомнений, будет расти доля альтернативных источников энергии. Но каждый год потребности человечества в энергоресурсах растут, - отметил член-корреспондент РАН, заместитель директора по научной работе Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский
Нефтедобыча в Арктике при этом сталкивается с экологическими вызовами: освоение месторождений порой шло впереди научных исследований, и сегодня в Арктике есть множество не законсервированных скважин, а также зон природной опасности, которые представляют угрозу.
Эксперт также прокомментировал предполагаемое отставание России от других стран в шельфовой нефтедобыче:
- Мы верили, что уже в начале девяностых годов мы будем добывать в нашей Арктике углеводороды, и достаточно много. Сейчас мы понимаем, что на тот момент мы очень многого не знали в научном плане о тех угрозах, которые существуют. И мне абсолютно очевидно, что если бы мы тогда начали добычу, то у нас были бы крупные катастрофы. В результате у нас есть большой резерв ресурсов. Но не надо путать запасы и ресурсы. Чтобы ресурсы перешли в запасы, надо провести как раз геологические исследования, - сказал Василий Богоявленский.
- Реализация проектов, связанных с добычей и переработкой арктических ресурсов, требует особого подхода. Эти проекты должны учитывать, что несмотря на малую заселенность АЗРФ, там живут коренные жители Севера, — напомнил координатор экспертного совета ПОРА и доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников.
Нужно привлекать КМНС к работе в компаниях и покупать продукцию их производства.
Фото: Екатерина Громова
Сейчас также читают: Замену мурманской «Клавдии Еланской» заложили на верфи в Самаре