23 апреля на площадке Проектного офиса развития Арктики состоялось заседание дискуссионного клуба на тему: «Новые вызовы и возможности для реализации стратегии развития Арктики. Санкции, опорные города, усиление регионов».
Эксперты обсудили, что и как нужно скорректировать в действующих стратегических документах, которые касаются развития АЗРФ. Модератором выступил координатор Экспертного совета ПОРА, доцент ИОН Президентской Академии (РАНХиГС) Александр Воротников.
В новой национальной стратегии Соединённых Штатов в арктическом регионе, принятой в 2022 году, сказано, что Арктика – это зона национальных интересов Штатов, они хотят в ней доминировать и будут прилагать для этого все усилия, отмечает профессор географического факультета МГУ, директор Центра экономики Севера и Арктики Александр Пилясов. По его мнению, угроза вооруженных конфликтов в высоких широтах, которая сегодня фигурирует в российских стратегических документах после изменений климата, депопуляции, низкой доступности социальных услуг и т.п., должна подняться выше в списке приоритетов.
- Вне зависимости от того, какой сценарий развития событий воплотится в будущем, мы не можем по-старому отвечать на новые вызовы, и ответ на новые вызовы, конечно, – это мобильность и новые технологии, - считает Александр Пилясов.
Заместитель директора департамента развития приоритетных территорий Дальнего Востока и Арктики Минвостокразвития Инна Михалко рассказала о реализации нового закона о Северном завозе и связанных с ним планах.
- Система управления северным завозом предполагает создание единого морского оператора северного завоза. Поскольку по статистике более 50% грузов доставляется на эти [арктические] территории водными видами транспорта, предполагается, что это будет уполномоченное правительством юридическое лицо, которое будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов Северного завоза между морскими портами как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц по льготным субсидируемым тарифам, что должно сказаться на стоимости перевозки и как следствии сокращении доли этой стоимости в стоимости конечной продукции товаров, – сказала она.
Эксперт добавила, что перечень объектов опорной сети транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза, который сегодня включает 346 объектов, «очень живой, и в настоящее время продолжается работа по его формированию. Уже сейчас готовится предложение по его дополнению и формируется соответствующий проект распоряжения правительства». По ее словам, чиновники собираются учесть те предложения, которые не были по тем или иным причинам учтены на этапе подготовки федерального закона [о северном завозе], а также те предложения, которые сейчас уже формируются субъектами федерации в процессе правоприменительной практики. «Работу по дополнению федерального закона новыми положениями мы планируем начать в этом году», – сообщила Инна Михалко.
Директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов еще раз подчеркнул, что развитие столь большого и перспективного региона должно опираться на систему опорных пунктов, а логистические вопросы имеют первостепенное значение. При разработке мастер-планов арктических городов большое внимание уделяется тому, как Северный морской путь будет влиять на развитие каждой территории, наряду с пространственным развитием населенных пунктов, отметил Кузнецов. По его оценкам, освоение Арктики даст России до 100 трлн рублей добавленной стоимости.
- Проведенная дискуссия оказалась очень плодотворной, и показала разнообразие подходов к стратегическому планированию и дальней реализации стратегии развития АЗРФ. Безусловно, необходимо учитывать интересы бизнеса, работающего в Арктике, невозможно развивать Север, без учета мнения населения, которое на Севере живет и работает. По моему мнению, многие предложения требуют дальнейшего развития и дальнейшего обсуждения. Поэтому считаю необходимым организовать на базе Президентской академии совместно c ПОРА постоянно действующий семинар по стратегическому планированию с привлечением сотрудников, ученых, аспирантов, докторантов и студентов ИОН (Института общественных наук) Президентской Академии. Это вызовет интерес молодежи к арктической тематике, а также привлечет широкий круг специалистов к дальнейшему обсуждению проблем реализации Стратегии развития АЗРФ, – сказал Александр Воротников.
Фото: Екатерина Громова
Сейчас также читают: Полуостров Рыбачий наиболее перспективен для развития серфинга в России