Экспедиционный круиз позволяет воплощать романтические мечты о путешествиях в труднодоступные места, не отказываясь от привычного уровня комфорта, уверен доцент кафедры Управления в международном бизнесе и индустрии туризма Государственного университета управления Владимир Жуков.
— Как правило, участники экспедиционных круизов получают уникальные впечатления, посещая труднодоступные, расположенные в стороне от исхоженных вдоль и поперек туристических маршрутов, заповедные земли и территории в окружении дикой природы, мало затронутой деятельностью человека, — рассказал он Nord-News.
Эксперт отметил, что экспедиционные круизы начали развиваться не так давно, лет 30-40 назад. При этом первоначально использовались исследовательские суда, мало предназначенные для отдыха.
— В наше время многие исследовательские суда представляют высокий уровень комфорта, сравнимый с гостиницами класса 4* и даже 5*. На современном экспедиционном судне есть сауна и спа-комплекс, рестораны, бары, спортивные снаряды, предлагаются различные способы организации досуга, включая мастер-классы. Как правило, за меню во время таких путешествий отвечают высококлассные профессионалы и именитые шеф-повара, — заметил Владимир Жуков.
Продажи экспедиционных круизов начинаются за 1–2 года. О своем желании отправиться в экспедицию рекомендуется сообщить за 5–6 месяцев до нее. Бесполезно надеяться на «горячие предложения». Ближе к дате отплытия в лучшем случае останутся самые дорогие места.
— Необходимость раннего бронирования связана с тем, что суда в экспедиционные круизы отправляются лишь несколько раз в год, а спрос на такие услуги постоянно растет, — добавил эксперт.
Так билеты на круизы к Северному полюсу на атомоходе «50 лет Победы» с выходом из Мурманска уже раскуплены на весь 2025 год.
— Невозможно отправиться по экспедиционному маршруту на любом судне, все должно быть подготовлено. Для путешествий в полярные регионы необходимы суда ледового класса. Посещение диких, необжитые районов требует наличия специальных лодок с мотором, способных доставить туристов на берег в отсутствие возможности пришвартоваться. В обязательном порядке должен быть опытный доктор, расширенный набор судовой аптечки, договоренности со спасательными службами по маршруту, с вертолетами, все члены команды должны пройти специальные тренинги, быть опытными и обученными для прохождения именно этого маршрута, — отметил Владимир Жуков.
Это обосновывает и высокие цены на экспедиционные круизы, которые намного выше своих аналогов — обычных круизов. По подсчетам эксперта, средняя стоимость начинается от 500 000 рублей (на паруснике за недельную программу в средиземноморском климате) и превышает 3 000 000 рублей (в зависимости от класса каюты на атомном ледоколе в двухнедельном путешествии к северной шапке земного шара).
— У российского рынка есть своя специфика — и арктические моря, открывающие доступ путешественникам к Северному полюсу, и свой флот. Еще в начале 90-х годов зарубежные туроператоры оценили потенциал рынка таких экспедиционных круизов и обращались с запросами на полярные путешествия и фрахт научных судов у Академии наук — ведь только наша страна обладала таким количеством научного флота ледового класса, которые специально проектировались для полярных условий. Первые круизы на атомном ледоколе «Ямал» организовали зарубежные компании. В дальнейшем компания «Мурманское морское пароходство» в сотрудничестве с российскими и зарубежными туроператорами стало предлагать еще и дизельный ледокол «Капитан Драницын», — напомнил эксперт.
В 2007 году был введен в эксплуатацию атомный ледокол «50 лет Победы», специально оборудованный для комфортных путешествий на Северный полюс. После 2016 года количество россиян в ледокольных круизах стало увеличиваться по сравнению с 8-10% от пассажирской загрузки ранее. Через несколько лет доля россиян стала очень заметной.
— Экспедиционные круизы — это не массовое направление, не речные и не морские круизы. Вместимость одного рейса порядка 120 человек. Экспедиционные полярные круизы пользуются спросом у опытных путешественников, которые проехали по миру и ищут новых ощущений, а также у любителей посещать экзотические места, — резюмировал эксперт.
Напомним, всего в этом году планируется организовать два круизных рейса из Мурманска к Северному полюсу на атомном ледоколе «50 лет Победы» при этом большая часть туристов — граждане России.
Фото: ФГУП «АТОМФЛОТ»
Сейчас также читают: Единый грантовый центр в Мурманской области заработает с 1 марта