С тротуарной плиткой у нас в стране сложные отношения. В СССР её не было, поэтому, как и древние римляне, полмира сделали своим соцлагерем. Сейчас же каждый уважающий себя владелец дома или коттеджа считает своим долгом замостить двор плиткой. Даже мэры городов заставляют улицы города этой плиткой, хотя она совершенно не для этого. И что-то мне подсказывает, что история с Египтом может повториться…
Однако, говоря словами одного столичного мэра, «в завтра смотреть могут не все, вернее, очень немногие могут это делать». Дело в том, что для многих владельцев домов тротуарная плитка — спасение от всех бед: один раз уложил плитку перед домом — и все в шоколаде, чисто, уютно и экономно.
И первые пару лет так и есть, но через несколько лет приходит понимание, что где-то ошиблись. В одном углу двора плитка начинает выцветать, в другом — облезать, в третьем появляются высолы, и вся поверхность становится шершавой.
Печатный бетон через два года после укладки
С этой проблемой столкнулись американцы, поэтому они почти повсеместно отказались от тротуарной плитки и перешли на печатный бетон. Я уже писал об этом. Эта технология оказалась по всем параметрам выгоднее, надежнее и красивее. Ведь цветов и фактур можно сделать просто невероятное количество. Ни одна плитка не сравнится с печатным бетоном.
Не так давно он появился в России. И его тоже рекламируют как более дешевую, экономичную, надежную и красивую альтернативу тротуарной плитке.
1. В США климат мягче, поэтому за год циклов морозостойкости там в 5 раз меньше, а на большей части территории их вообще нет. В России, где-нибудь в Крыму или Краснодарском крае печатный бетон простоит несколько десятков лет. В Москве — раза в три меньше, на Урале или в Сибири и того меньше.
То есть, если в США производитель дает гарантию на печатный бетон 25 лет, то у нас ему будет очень сложно продержаться больше 10 лет. Как говорится в одной народной мудрости, «что русскому хорошо, то американцу смерть».
Печатный бетон через три года после укладки
2. Экономия на цементе. В США печатный бетон, ввиду высоких требований к прочности поверхности (по нему и машины ездят, и люди ходят), делают на основе цемента М600.
Поскольку у нас в России его днем с огнем не найти, то допускается использование хотя бы М500. Это в теории. На практике на объект привозят и ПЦ-400, и даже ШПЦ-300. При этом строители скорбно разводят руками, мол, хозяин извини, на рынке только такой есть.
На самом деле врут и не краснеют, снижение марки цемента дает сразу +10% прибыли в карман. Ровно один гарантийный год он простоит, а дальше… проблемы негров не волнуют белого господина.
3. Вместо упрочняющей добавки для поверхности в России просто железнят цементом. Будущую поверхность печатного бетона, по технологии, нужно присыпать специальной упрочняющей добавкой. Цена ее почти как стоимость рассыпного золота. Оно и понятно, фирменный рецепт, защищенный патентом. Наши строители послали американскую фирму по известному адресу и решили просто «железнить» поверхность обычным цементом.
Не спорю, железнение помогает, но это нарушение технологии, и 20% к прибыли фирмы и -50% к прочности поверхности.
Так что если вы решились на печатный бетон, и строители перед штамповкой посыпают поверхность обычным цементом… вам не повезло. Се ля ви.
4. Следующий этап — гидрофобная пропитка. Гидрофобизатор используют очень дорогой, так как он глубокого проникновения с эффектом кристаллизации. Я не видел у нас на Урале ни одной фирмы, которая бы пропитывала печатный бетон гидрофобизатором. Опять банальная экономия. Зачем нужно что-то покрывать внутренней пропиткой, если сверху все равно будет лак?
5. Лак используют самый дешевый — акриловый с эффектом мокрого камня. Зачем брать дорогой, когда можно все списать на климат, а год гарантии в любом случае простоит.
Печатный бетон — отличная технология, которая подойдет вам идеально при двух условиях: теплого климата и честных строителей. И если первое можно предугадать, то второе — лотерея.
Алёна Ермолаева
Фото: Freepik