Верховный суд РФ окончательно разъяснил спорную ситуацию с обгоном
Даже если маневр начат там, где это разрешено, но завершён на участке с запрещающей разметкой или знаком «Обгон запрещён», водитель всё равно нарушает правила дорожного движения, пишет автор канала Авто Mail. Это решение подтвердило давнюю судебную практику, однако эксперты отмечают, что в каждом конкретном случае судам необходимо тщательно разбирать все обстоятельства, ведь не исключены ситуации, когда выезд на встречную полосу был вынужденным.
Поводом для такого разъяснения стало дело водителя из Ярославской области. Автомобилист начал обгон на участке, где это было разрешено, но завершил его уже в зоне действия запрещающего знака. За повторное нарушение он был лишён прав на год. Водитель пытался оспорить это решение в районном и кассационном судах, а затем обратился с жалобой в Верховный суд, но и там ему отказали. Судьи сослались на определение Конституционного суда РФ: нарушение фиксируется не по месту начала маневра, а по месту его завершения, если оно произошло в запрещённой зоне. Таким образом, доводы водителя о том, что он начал обгон в разрешённом месте, не были приняты во внимание.
Юристы подчёркивают: согласно ПДД, водитель обязан убедиться, что обгон безопасен и что у него достаточно места для возвращения на свою полосу до начала запрещённого участка. Если же автомобилист не успевает завершить манёвр в разрешённой зоне, он нарушает правила и подлежит наказанию. Адвокат Сергей Радько напоминает, что ответственность наступает именно за факт нахождения на встречной полосе в неположенном месте, а не за сам обгон.
Впрочем, эксперты отмечают, что на дороге возможны и форс-мажорные обстоятельства, когда завершить обгон в разрешённом месте физически невозможно — например, из-за внезапного появления препятствия или животного на дороге. В таких случаях водитель может ссылаться на статью 2.7 КоАП РФ о крайней необходимости, но для этого потребуются доказательства — записи с видеорегистратора, показания свидетелей. Однако такие ситуации крайне редки, и рассчитывать на освобождение от ответственности без веских оснований не стоит.
Член Общественной палаты Валерий Солдунов и эксперт Игорь Моржаретто согласны с позицией Верховного суда, но подчёркивают: суды обязаны рассматривать каждое дело индивидуально, учитывая все обстоятельства. На практике же из-за высокой загруженности судей это не всегда получается.
Таким образом, Верховный суд ещё раз напомнил водителям: обгон — один из самых опасных манёвров, и перед его началом необходимо трезво оценить дорожную обстановку. Если есть сомнения — лучше не рисковать. А в случае действительно вынужденного нарушения — быть готовым предоставить суду убедительные доказательства своей правоты.
Ранее мы писали, можно ли обгонять бензовоз.