Чтобы защитить инвестиционный портфель от рисков, инвесторы прибегают к диверсификации — разбивают свой капитал на несколько частей. Если более рисковые активы теряют стоимость, скомпенсировать убыток помогут защитные: депозиты, государственные облигации, недвижимость, золото, предметы искусства. И наоборот.
Покупка картины или скульптуры — исторически не менее традиционный объект инвестиций, чем драгоценные металлы. Российские инвесторы начали массово присматриваться к нему не так давно: рекордным для рынка стал 2024 год. В статье рассмотрим, что характерно для рынка инвестиций в искусство.
Себестоимость работы не важна, важен контекст
Из чего складывается стоимость картины? Современный художник учтет свои затраты, называя цену, но с полотнами мастеров ушедших эпох все иначе: себестоимость такого произведения искусства не имеет значения. Важно другое: насколько известен художник, когда и при каких обстоятельствах он работал над произведением, что происходило в мире и даже как он к этому относился — другими словами, важен контекст.
Часто на цену влияет провенанс — то есть история происхождения произведения или принадлежность к коллекциям знаменитостей.
Спад в экономике не ведет к падению рынка искусства
Инвестиции в искусство почти не зависят от экономической обстановки и чаще всего показывают обратную корреляцию, становясь «спасательным кругом» во время кризиса. Например, арт-рынок активно рос в пандемию.
В 2024 году мировой рынок предметов искусства пережил небольшой спад, однако росли некоторые локальные рынки: австрийский, швейцарский, российский. Инвесторы имеют неограниченный доступ к местному рынку, что способствует активному развитию арт-индустрии в странах, где сильны культурные традиции и процветает инвестиционная деятельность.
Онлайн-галереи стали новой реальностью
Еще одним итогом пандемии стала виртуализация галерей. Если раньше все решалось в непосредственной близости от самой картины или скульптуры, либо на аукционе, то сейчас предметы искусства все чаще продаются на специализированных онлайн-маркетплейсах.
Инвесторы получают представление о работе по каталогу, больше полагаясь на профессиональную экспертизу специалистов, отбирающих перспективные лоты.
Инвестиционная компания AKTIVO работает на рынке более 10 лет и одно из направлений деятельности — инвестиции в искусство.
Реклама. ООО «АКТИВО» ОГРН: 1157746247724, ИНН: 7709452909
Фото: Freepik