Кого-то такой заголовок для фоторепортажа, который был сделан 13 мая, может озадачить и даже покоробить. Но давайте не спешить с оценками, так как эта тема родилась случайно при просмотре серии снимков.
Живой и мёртвый - это слова-антонимы. Древнее слово живой - производное от той же основы, что и глагол жить, существительное живот. Мертвый тоже древнее слово. Оно было образовано от исчезнувшего из языка прилагательного мьртъ «мертвый».
Наша природа состоит как бы из двух частей: живая и неживая. Для объектов неживой природы характерна высокая устойчивость, слабая изменчивость, если судить в масштабах человеческой жизни. Получается, что люди в меру своего ограниченного присутствия на Земле часть божественного многообразия живых объектов (они же все меняются во времени. - Авт.) причислили к неживым. Можно ли говорить, что гранитный валун, который врос в тундровый мох, неживой? Нет, так как он естественно вписывается в тысячелетний пейзаж, его поверхность меняется из-за ветровой эрозии, на нём прорастают лишайники и мхи, которые создают часто необычную цветовую картинку. Он живёт, как и всё вокруг. Жизнь - это фантастический карнавал разнообразия и неповторимости творческих комбинаций Природы. Она творит не для нас, а из-за своей божественной сути - творить всегда.
Всмотритесь в засохшее дерево. «Оно мёртвое», - скажете вы. И будете неправы - оно продолжает жить: даёт приют мошкам, птицам. А в засохших ветках легко просматривается зелёная крона из тысячи листиков, легко прослушивается шум ветра, щебет разнообразных птах. Всмотритесь в стволы лиственниц и сосен, из которых строится подворье Трифонов Печенгского монастыря в честь чудотворной иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Мурманске, они живые, они тёплые...
А вот мир неживой природы - это прежде всего мир симметрии, придающий его творениям устойчивость. Здесь нам нет равных. В живописи художники даже придумали направление nature morte - мертвая природа. Так называется род произведений живописи, изображающих битую дичь и других животных, цветы, плоды, раковины, вазы и многие другие неодушевленные предметы, принадлежащие к произведениям природы и человеческих рук. А всмотритесь в фотографии Мурманска, на которых высятся далёкие от жизни однообразные фасады многоэтажек. Кто-то может возразить, что там живут сотни и тысячи северян! Да, внутри этих коробок жизнь бьёт ключом, она прекрасна, но снаружи её нет. Большинство зданий почти 100-летнего города-героя безлики и мертвы. Фасады мегаполиса диссонируют с естественной красотой и жизнью сопок вокруг Кольского залива.
В перечне многочисленных значений к слову мёртвый есть и такие: тусклый, бесплодный, бесполезный. По-моему эти значения начинают доминировать в жизни Мурманска, так как всё больше северян из него уезжают, понимая бесполезность этого города в рыночных условиях развития.