Мои родители уже почти тридцать лет живут в небольшом уютном городе Сосновый Бор, что в Ленинградской области. Зимы у них там малоснежные. А то зима и совсем без снега обходится. Наверное, именно поэтому они часто вспоминают стоящую особняком зиму 2009 года. Снега тогда выпало очень много. Это стало сюрпризом для всех. Коммунальные службы убирать снег не успевали. Он шел и шел. Город с населением чуть больше 60 тысяч человек встал. Встал транспорт. И общественный и личный. Пешеходы сами протаптывали себе узкие тропинки к магазинам...
Одуревшая от снегопада, от жалоб населения и от начальственных окриков из администрации Ленинградской области, городская власть не нашла ничего лучшего, как потратить огромные деньги из городского бюджета на закупку снегоуборочной техники. Технику закупили, а снегопады закончились. И с той поры в Сосновом Бору зимы снова малоснежные. А что же дорогущая техника? Не знаю. По-видимому, простаивает. Она просто оказалась не нужна. А может быть продали соседям. Туда, где снега зимой побольше.
Зачем я рассказал эту, теперь уже довольно давнюю историю? А затем, чтобы стало понятно, что в споре человека с Богом всегда побеждает Бог. И сколько природу не покоряй, она не поддается. Все наши локальные над ней победы потом выходят нам боком. А еще добавлю, что системное решение борьбы со снегом не найдено до сих пор.
Нынешняя зима и полярная ночь для меня, коренного мурманчанина, уже шестьдесят третьи. Не могу сказать, что все их я помню отчетливо, но, тем не менее и однако, кое какие воспоминания остались в моей памяти. И, что характерно, зимой у нас почти всегда темно и почти всегда снежно. Честное слово, не припомню за эти годы ни одной светлой полярной ночи и ни одной зимы без снегопадов. Правда, год на год не приходится, поэтому снегопады бывают разной степени интенсивности. И все эти «зима пришла неожиданно» и прочее - это ни что иное, как журналистские штампы. Причем, штампы, на мой взгляд, популистские и дешевые.
В Мурманске идет снег. Идет почти непрерывно с первого декабря. Словно природа вознамерилась строго следовать календарю даже у нас, на Севере, где обычно никакие народные приметы не действуют, и смена времен года происходит не по календарю, а по факту.
Почти каждый день на мой мобильный телефон приходят сообщения от областного Управления МЧС, которое предупреждает о снегопаде, сильном ветре и метели. Когда все это закончится - не смс-ки, а снег и ветер - одному только Богу известно.
В среду в программе «Послевкусие» на «Большом радио» мы с Сашей Ретунской беседовали в прямом эфире с начальником Мурманского гидрометцентра Еленой Сиеккинен. И прямо спросили ее о том, почему у нас сейчас так много новостных сообщений о том, сколько миллиметров осадков выпало за ночь, за сутки, за неделю. Елена Дмитриевна сказала, что она тоже, как и мы, недоумевает от обилия таких «новостей». Ну, действительно, «зимой в Мурманске идет снег» - это что новость? Вот если бы в Сахаре, то я бы понял, а тут? Видимо, других новостей у нас нет. И то верно, не знаешь о чем говорить, говори о погоде. Вот и говорим уже почти две недели. А если читать об этом надоело, то появляются «жареные факты».
Совсем недавно ленты информагентств запестрели заголовками, что «в Мурманске из-за сугробов «Скорая помощь» не доехала до больного ребенка». Вы как себе это представляете? Едет скорая, на дороге сугроб, до подъезда 20 метров, и врач говорит своей бригаде: «Ну его нафиг, этого больного ребенка! Проехать не можем. Не пешком же нам идти. Не царское это дело! А ну, разворачивай оглобли! Поехали обратно». Ребята, что же вы вот так, походя, пнули всех врачей, фельдшеров и водителей «Скорой помощи». Вроде пнуть хотели коммунальщиков ленивых, да «управляшки» нерадивые, а вон как вышло. Эта «новость» попала в федеральные ленты. Дальше всех в «раскрутке» сенсации продвинулся телеканал РЕН-ТВ, который сладострастно сообщил, что в Мурманске умер ребенок, к которому из-за неочищенного от снега двора не смогла проехать «Скорая помощь». К счастью, наврал.
Кстати, сей «факт» лишнее свидетельство тому, что федеральные ленты интересует только провинциальный негатив. Хорошие новости им не нужны. А вот плохие новости их явно возбуждают.
Улицы в Мурманске чистят. Денно и нощно. Снег идет почти непрерывно, стало быть, и все коммунальные городские службы давно уже перешло на круглосуточный режим работы. Нареканий к их работе почти нет. Причем ни со стороны мурманчан, ни со стороны властей. Чего не скажешь о работе управляющих компаний. Их «вахта» - уборка дворовых территорий, сброс снега с крыш вверенных им домов и так далее. Их работа в этих экстремальных условиях далека от идеала. Говорят, что все не так гладко и у недавно созданной «Управляющей компании Мурманской области». Конечно, она работает всего десять дней, и их неудачи можно списать не некую организационную неразбериху. Но с другой стороны, там, в Небесной канцелярии, не разбирают, где кончается ответственность частной «управляшки» и начинается ответственность «управляшки» государственной. Снега всем достается поровну. Вот все и крутятся по мере сил и возможностей.
Как найти выход из создавшегося положения? Трудно сказать. Ведь выход должен быть системным. А его что-то никто предлагать не спешит. Думают? Ну а пока думают, действуют по старинке - угрожают снять с работы, пугают отъемом лицензии. Больше пока ничего не придумали. Так можно и до весны думать. А там снег и сам растает. Все само собой рассосется. И проблема исчезнет. Но только до следующей зимы.
Фотография Татьяны Кудряшовой