Я уже довольно давно не работаю на телевидении, но в течение многих лет имел к нему самое непосредственное отношение. Потому, наверное, привычка смотреть понемногу многие из телеканалов останется у меня на всю жизнь. Смотреть-то смотрю, но вот пишу о работе коллег редко. И дело вовсе не в корпоративной солидарности, а, скорее, в наивной вере, что вот-вот, что еще чуть-чуть и произойдут изменения к лучшему. Но проходят часы, дни, месяцы и годы, а изменений к лучшему нет и в помине. Скорее, наоборот.
Каплей, переполнившей чашу моего ангельского терпения, стала назойливая реклама на телеканале «Мир» о том, что в эфир возвращается легендарная программа «Слабое звено». Интересно, что же такого легендарного увидели в ней изготовители рекламы? Действительно, выходила на Первом канале такая программа. Как обычно, не оригинальная, а калька с британской программы «The Weakest Link». Нашу программу вела трехкратная Олимпийская чемпионка Мария Киселева. Её задачей было после каждого этапа выгонять с помощью самих участников игры одного из претендентов на денежный приз около полумиллиона рублей. Делала это Мария путем унижений и оскорблений участников, а те, в свою очередь, путем интриг, закулисных договоренностей, а порой и откровенной подлости «сливали» одного из коллег. В финале двое «оставшихся в живых» разыгрывали суперприз. Ну, скажите на милость, что же тут «легендарного»? Просуществовала программа четыре года. Первые полтора выходила дважды в неделю по будням, потом эфир стал воскресным, потом в съемках начались перерывы, которые иногда длились по полгода. В конце концов, телебоссы решили, что самым «слабым звеном» в программе является сама Мария Киселева. Ведущую изгнали, программу закрыли. Вот и вся предыстория. Еще раз спрошу: что тут легендарного?
Еще о «легендарных». На многих телеканалах идет реклама, из которой мы легко можем узнать, что посещая «Макдональдс», мы всякий раз прикасаемся к легенде: едим легендарную булочку, внутрь которой запихнули легендарную котлету, обернув её в легендарный бекон. В конце ролика пожиратели «биг-маков» охотно соглашаются, что легендарным является еще и подошедший к ним шоумен Александр Ревва с «биг-маком» в руке. С собственной легендарностью Александр полулениво-полублагосклонно соглашается. Только что узнал, что Ревва еще и поёт... Могу себе представить... Вот такие у нас сегодня легенды...
На мой скромный, но строгий взгляд, на нашем телевидении только две программы можно назвать легендарными. Это программа «Время» и «Спокойной ночи, малыши». Обе ежевечерние, обе убаюкивающие, обе пережили многочисленных генеральных секретарей Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и немногочисленных президентов Российской Федерации...
За пару последних недель сразу три телеканала показали старую советскую кинотрилогию «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна», «Бой после победы». Первый фильм вышел в 1967 году и посвящался 50-летию органов государственной безопасности. Вся трилогия посвящена работе бесстрашного советского разведчика Михаила Крылова. Война для него началась гораздо раньше 22 июня 1941 года, а 9 мая 1945 года вовсе не закончилась. Так вот, в самом начале первого фильма, накануне заброски Крылова в немецкий тыл, между ним и его начальником генералом Тимериным происходит знаменательный, с точки зрения дня сегодняшнего, диалог. Крылов спрашивает генерала, что это за «Сатурн» такой. Генерал отвечает, что это фашистская диверсионно-разведывательная школа, выпускники которой забрасываются в Москву и Подмосковье. А на других направлениях работают «Орион» и «Меркур». И в сердцах бросает: «Небо и то замарали, сволочи».
Вот и я о небе. Точнее, о звездах. Они окружили нас, взяли в плотное кольцо и того и глади спалят своим сиянием. Кругом одни звезды! Звезды кино, фильма и сериала. Звезды эстрады, звезды красных уголков и ЖЭУ, звезды двора и квартиры, звезды, звезды, звезды...
Они, с нашего молчаливого согласия, сами себя теперь назначают звездами и легендами. Скоро мы, простые смертные, окажемся в явном меньшинстве и почувствуем комплекс собственной неполноценности. Или уже чувствуем? Как жить дальше, когда вокруг и среди нас так и шастают сплошные звезды и легенды?
Надо что-то делать. Может быть, как пел Владимир Высоцкий, «надо чем-то бить, уже пора»? А может быть ничего делать и не надо? Может быть все правильно? Какое время, такие и звезды? И Ольга Бузова действительно звезда, а не трудолюбивая бездарь, а Александр Ревва действительно легенда, а самый популярный писатель России вовсе не Александр Сергеевич Пушкин, а детективщица Дарья Донцова?
Очень хочу верить, что это не так. Но жизнь сама дает ответы почти на все наши вопросы. В среду посмотрел на одном из местных телеканалов утреннюю программу. Юная теледива с дредами, лучезарно улыбаясь, объявила тему программы - «Думай головой» (честное слово!). А потом, всё так же лучезарно улыбаясь, отправилась спрашивать некоторых своих коллег, что они делают сначала: думают или делают. Такие же улыбчивые коллеги без тени смущения признались, что они сначала делают, а уж потом думают. Голова, надо полагать, служит им в первую очередь по прямому назначению - они в неё едят. Так что же мы после этого от них хотим? Впрочем, я от них уже ничего не хочу и не жду. Только вы не говорите мне, что всё так и было задумано, что утренняя программа должно быть легкой, с изрядной долей юмора и т.д. и т.п. Всё и так видно без очков.
Фотография Татьяны Кудряшовой