В рыбный четверг 19 марта 2020 года Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) направила первому вице-премьеру Правительства России Андрею Белоусову письмо, в котором попросила предпринять ряд неотложных мер для поддержания финансовой устойчивости в рыбохозяйственном комплексе страны.
В частности, в письме в качестве одной из «неотложных мер» предлагается «с 1 апреля временно, на период чрезвычайных мер из-за эпидемии коронавируса, разрешить российским рыбопромысловым судам, не помещяемым (в редакции письма) под таможенную процедуру для выпуска при ввозе на таможенную территорию ЕврАзЭс (в редакции письма) применять при заходе в российские порты таможенный режим переработки (без уплаты ввозных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин)». Утверждается, что «на Северном рыбохозяйственном бассейне работают 80 таких судов, при этом заходы в иностранные порты для них невозможны». В письме заявлено, что «указанное решение предложено губернатором Мурманской области А.В.Чибисом (после поставлена принципиальная запятая), уже использовалось в 2019 году для установки на рыбопромысловых судах технических средств контроля СЗС «Гонец» и позволит обеспечить необходимые меры по продолжению промысла (в ином случае недолов составит около 500 тысяч тонн водных биоресурсов, а убытки предприятий превысят 14,7 млрд рублей)».
На следующий день 20 марта уже с комментариями ВАРПЭ по заголовком «Рыбаки предупредили о риске остановки промысла в Баренцевом море» о данном письме подробно рассказало информационное агентство РБК. Статью продублировали ряд отраслевых медиа-ресурсов. В частности, в материале РБК говорится: «Из-за текущей ситуации (коронавирус) существует риск «фактически полной остановки промысла в Северном рыбохозяйственном бассейне», где добывается 20% всего российского улова в тоннах и 40% в денежном выражении». «В водах Северного бассейна добывают в основном треску, пикшу, путассу, сельдь, скумбрию, палтус, а также краба - всего около 1 млн тонн ресурсов в год. Если карантинные меры продлятся с марта по май, это, по оценкам ВАРПЭ, может привести к недолову только главных объектов - трески, пикши, путассу и палтуса на общую сумму около 52 млрд руб».
20 марта 2020 года об указанном письме ВАРПЭ в адрес вице-премьера Правительства России Андрея Белоусова уже сообщило ведущее государственное информационное агентство России - ТАСС.
В связи с этим необходимо сказать следующее. При очевидном наличии на Севере, так называемых, «незаходных» судов, в упомянутом письме, а также в последующих комментариях для СМИ, утверждения и выводы ВАРПЭ относительно Северного рыбохозяйственного бассейна, на мой взгляд, не соответствуют действительности. Ссылка в письме ВАРПЭ на губернатора Мурманской области Андрея Владимировича Чибиса по методу решения вопроса о «незаходных» судах в ситуации принятых государством мер безопасности - некорректна.
В настоящее время на Северном рыбохозяйственном бассейне промысел рыбы и других водных биологических ресурсов ведется в плановом режиме. Каких-то серьезных проблем с реализацией рыбной продукции нет. Возникшие производственные вопросы, связанные с мерами санитарно-эпидемиологической безопасности и соответствующими ограничениями, руководители предприятий решают с органами государственной власти в Мурманской области в рабочем порядке, конструктивно и незамедлительно. Замена экипажей судов в данный период происходит не через территорию Норвегии, а с использованием российских пассажирских и транспортных судов. Решены организационные вопросы по обслуживанию рыбопромысловых судов и экипажей в порту Мурманск. Запрета на заход российских судов в норвежские порты и выгрузки там рыбной продукции нет. Бункеровка, доставка запчастей, орудий лова, снабжения, судовых припасов происходит в Норвегии в обычном режиме. Как и ранее разрешена перегрузка рыбной продукции на транспортные суда в районах промысла. В российские порты можно заходить при условии, что прошло не менее 14 дней после захода судна в иностранный порт. Выделенные на 2020 год квоты добычи (вылова) указанных в письме ВАРПЭ водных биоресурсов, будут освоены пользователями, как всегда, до конца текущего года. Недолова «500 тысяч тонн» не будет (кто вообще это придумал?).
Ни о какой остановке (приостановке) промысла в Баренцевом море рыбаки-северяне не предупреждали правительство России и никого не просили этого делать.
Руководители предприятий рыбной отрасли Севера ответственные люди, они видят, что под прямым ударом пандемии коронавируса оказались целые отрасли экономики России и многие сотни тысяч российских граждан, работающих в них. Авиатранспорт, общественный транспорт, организации общественного питания, гостиницы, сфера услуг - эти предприятия по всей стране вынуждены сокращать свою работу из-за отсутствия спроса, тысячи трудовых коллективов остаются без денег, бизнес находятся на грани выживания. Государство пытается оперативно реагировать на самые, подчеркиваю, самые острые ситуации в экономике страны, ищет возможности помочь, изыскивает средства, работает в режиме чрезвычайной ситуации. О каких «неотложных мерах» идет речь в нашем случае?
Никаких признаков финансовой неустойчивости в связи с коронавирусом у предприятий рыбной отрасли Севера нет.
Рыбопромышленники Северного рыбохозяйственного бассейна с пониманием исполняют государственные меры безопасности, принятые в чрезвычайных обстоятельствах, поддерживают власть и следуют временному порядку организации своей работы, неся некоторые дополнительные расходы. Никому в голову не приходит использовать тяжелую ситуацию, связанную с пандемией коронавируса как повод для решения каких-либо своих финансовых вопросов.