Недавно прочел в новостной ленте: Арктический университет появится на Чукотке. На пару секунд аж замер. Вот, судя по всему, он так и будет называться - «Чукотский арктический университет». Третий по счету в российской части Арктики. Пока. В принципе, в северных широтах есть еще два субъекта РФ: муниципальное образование городского округа «Воркута» (Республика Коми) и все арктические улусы Республики Саха (Якутия). Данные территории еще не охвачены арктическим университетским образованием - у них все впереди. Да, где-то я уже это слышал: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».
В этой связи, куда уж денешься, в памяти всплыли картинки из недалекого прошлого Мурманской области. Как сообщал нам когда-то Twitter главы Кольского Заполярья (сентябрь 2015 года): «Обсудила перспективы создания в нашей области универсального базового вуза Мурманского арктического государственного университета». Жители региона, и я как преданный зритель, в этот момент сразу вдохновились. О! Новый поворот. Вот так, не откладывая в долгий ящик, взяла и пошла к министру образования России. Поставила вопрос. А чего тянуть, - пора. Тем более, что за год до знаковой встречи Правительством Мурманской области была сформирована рабочая группа по созданию Арктического университета - крупнейшего под созвездием Большой Медведицы.
Чего только ни происходило после этого, лучше и не вспоминать. Три года бурлили страсти. После того как «бумажная вода» испарилась, в сухом остатке: уволены ректоры двух главных мурманских ВУЗов; усилились проблемы с организацией морских практик для курсантов Мурманского государственного технического университета, обозначилось желание некоторых столичных структур «отколоть» себе морские специальности впридачу со зданием мурманской средней мореходки и, самое главное, с полным федеральным финансированием; и, увы, уплыл из Арктического Мурманска крупнейший в мире легендарный учебный парусник «Седов». Последнее действительно вызывает горечь утраты.
Да, кстати, совсем забыл, - областных архитекторов образовательных реформ уже и след простыл, бросили все в «разобранном» виде и разлетелись кто куда.
А на дворе весна, затем и лето. Июнь - месяц покидающей школы молодежи. Родители с детьми думают, какой профессии и куда пойти учиться на территории Мурманской области. Или уехать в другие регионы и там уже обустраивать новую жизнь? На семейных советах скоро примут серьезное решение. А тут тишина. И это не есть хорошо - пауза заполняется сомнениями. Эхо разговоров вокруг «универсального вуза» о многочисленных проверках, аттестациях, закрытии отдельных направлений подготовки кадров, недоборе учащихся, реорганизациях и так далее, вызывает у людей вопросы. Особенно это касается специальностей, связанных с морем, ведь Арктика - это три океана и молодежи, скорее всего, в школе об этом рассказывали. В этом смысле им пока мало что понятно в разделах «высшее и среднее профессиональное техническое образование Мурманской области» и «заявляемая и перспективная потребность предприятий (каких?) Мурманской области на соответствующие технические профессии». Руководители региональных вузов ждут «чуда». От кого? Пока нет четкой политики подготовки (переподготовки) инженерно-технических кадров и согласованного с предприятиями плана трудоустройства выпускников в Мурманской области. А раз нет ясности, то рискованно как-то - годы юности потратишь тут и что в руках? Впереди жизнь, а здесь какая-то туманная перспектива.
Ситуацию уже вынужден «толкать» губернатор Мурманской области Андрей Чибис. «Главам университетов необходимо определиться с четкими нишами для того, чтобы обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики, прежде всего - экономики Арктики. У регионального министерства образования и науки появляется новая функция - координировать эту работу и всячески помогать нашим университетам развиваться. Наша задача - сделать не только так, чтобы у ребят Мурманской области была возможность получить качественное образование на территории региона, но чтобы мы также могли привлекать в Мурманск студентов из других регионов и Мурманск становился все более студенческим городом. Чем больше молодежи, тем выше экономическая активность», - подчеркнул на встрече с руководителями образовательных учреждений Андрей Чибис.
Конечно, у молодежи всегда есть выбор. Вне всякого сомнения в арктических широтах нужны врачи и учителя, юристы, торговые работники, специалисты различных администраций, служители правопорядка и культработники. И тем не менее, Арктика - это в первую очередь технари, они были, есть и будут основой экономического фундамента Крайнего Севера, без них тут ничего не «летает». В этом смысле после лихого чиновничьего кульбита с инженерной «высшей мореходкой», о планах развития в регионе системы подготовки технических кадров почему-то никто ничего конкретного не говорит, каждое образовательное учреждение «крутится» само по себе. Кое-где успешно.
Пока образовательные гиганты блуждают в дебрях борьбы за федеральную собственность и федеральный денежный поток, те, кто твердо стоит на земле, а не витает в облаках, четко знают, что им делать. Металл, станки, эксплуатация, ремонт, машиностроение, море, порт, флот - это территория успеха. Люди работают на полную катушку, как на конвейере - спрос опережает предложение. Предприятия-заказчики в очередь выстраиваются за практикантами и выпускниками, и даже просят организовать повышение квалификации своих рабочих и инженеров. При полном наборе профессиональное образовательное учреждение помогает молодежи тщательно выбирать предприятия, там, где лучше условия, возможности, зарплата. Преподаватели и студенты уверены в завтрашнем дне, учебное оборудование, как в лучших европейских колледжах, атмосфера движения вперед и жизненного успеха. У людей глаза горят! Во как. Сказки? Пример тому подчиненное областному Правительству Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский индустриальный колледж». Стремительно догоняя Мурманский государственный технический университет по численности студентов «очников», у коллектива колледжа другая проблема - для дальнейшего развития катастрофически не хватает помещений для аудиторий и новых учебно-производственных тренажеров. Молодцы, что тут скажешь - настоящая кузница кадров для Арктики.
И вроде бы, какая связь между этими двумя сюжетами? А самая что ни на есть прямая. Вот не хотелось бы, чтобы на очередном витке «московских игр", аттестаций процесса подготовки кадров по морским специальностям, «Мурманский морской рыбопромышленный колледж им. И.И. Месяцева», как барк «Седов», «уплыл» из Мурманска. Сначала как филиал морского питерского вуза, а потом дальше. Несмотря на строгие морские аргументы столичных руководителей, результат в этом случае вполне предсказуемый. Года через три финансовая «оптимизация» обоснует необходимость использования федеральных бюджетных средств на территории учебного комплекса морского образовательного учреждения в городе Санкт-Петербург, а не в городе Мурманск. И нам скажут - это экономически целесообразно. Попробуй возрази. А благоустроенное общежитие в северной столице для курсантов из Мурманска и комсостава рыболовного флота в данном учебном заведении есть. Город тоже интересный. И, как говорится, «GAME OVER».
Фокусы они ведь не только в цирке. Настоящие «иллюзионисты» теперь в сфере межведомственной конкуренции за бюджетные потоки и федеральные объекты. Тут через получение различных резолюций на вовремя поднесенных письмах происходят настоящие «чудеса» перетекания функций и бюджетных средств из одного федерального министерства в другое, и, увы, довольно часто из российских провинций в столицы. Сюжет может развиваться и год, и два, и больше. Однако, любое творческое представление заканчивается, занавес закрывается, а зрители возвращаются в реальность. Выходят из зала и видят, например, что по адресу г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 19, в здании мурманской Мореходки с почти 90-летней историей поселилась очередная федеральная администрация, в нашем случае даже несложно догадаться, какая.
А что, удобно, центр города.