17.06.20
 

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Председатели правительства и Мурманский транспортный узел

ВАЛЕНТИН БАЛАШОВ. Председатели правительства и Мурманский транспортный узел

Продолжение. Начало читайте в статье «Путин и Мурманский транспортный узел».

Первый раз о Мурманском транспортном узле заговорили почти двадцать лет назад. В январе 2003 года в Мурманске глава Правительства России Михаил Касьянов заявил о том, что России необходимо «бороться за свою конкурентоспособность, для этого необходимо иметь эффективную транспортную систему. В частности, Мурманский порт в ближайшие 15 лет должен обрести соответствующую береговую и транспортную инфраструктуру». Визит Касьянова в Мурманск был связан с одним из наиболее амбициозных проектов российских нефтяников - экспортом нефти через мурманский порт в США и Европу.

Михаил Касьянов

Михаил Касьянов, фото: tass.ru

В конце ноября 2002 г. руководители нефтяных компаний ЛУКОЙЛ, ЮКОС, ТНК и СИБНЕФТЬ и чуть позже СУРГУТНЕФТЕГАЗ подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства 2500 - километровой трубопроводной системы «Западная Сибирь - Мурманск» для транспортировки нефти через морской терминал в Мурманске. Это единственный в России незамерзающий порт, способный принимать танкеры дедвейтом свыше 240 тысяч тонн. Строительство нефтепровода планировалось на 2004-2007 гг., ввод в действие – 2007 год. Мощность трубопровода и портового терминала должна была составить от 80 до 120 млн. тонн нефти в год. Была определена известная организация проектировщик - СТАРСТРОЙ. Планами крупнейших российских компаний заинтересовалась американская корпорация «ConocoPhillips», которая уже добывала нефть в Ненецком автономном округе в рамках совместного с ЛУКОЙЛ и РОСНЕФТЬ предприятия «Полярное сияние».

Председатель Правительства изложил позицию федеральных властей по этому вопросу: «частных нефте- и газопроводов в России не будет - все они останутся в собственности государства». Однако даже после столь жесткого заявления надежды на строительство мурманского нефтепровода еще оставались. В апреле 2003 года на правительственном заседании все-таки было принято принципиальное решение о строительстве трубопровода из Западной Сибири в Мурманск. После этого разработать нефтяной маршрут из Сибири в Баренцево море обещала государственная компания ТРАНСНЕФТЬ. Но так и не сделала этого. В то время губернатор Мурманской области Юрий Алексеевич Евдокимов открыто упрекал ТРАНСНЕФТЬ в том, что компания принципиально не заинтересована в развитии мурманского направления. Губернатор пояснил, что в Мурманске можно грузить нефть сразу в танкеры дедвейтом до 300 тысяч тонн, а это может нанести удар по Балтийской трубопроводной системе, которую тогда строила ТРАНСНЕФТЬ.

В совещании на борту атомного ледокола «Ямал», кроме Касьянова, приняли участие губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, первый заместитель министра транспорта Вячеслав Рукша и представители заинтересованных нефтяных компаний. Минтранс России представил предложения по строительству в Мурманском порту мощного нефтяного терминала и проведению работ по углублению морского дна в районе порта для принятия супертанкеров. Чтобы транспортники могли поддержать новый экспортный путь для российской нефти, на совещании одобрили программу поддержки ледокольного флота.

Значение трубопровода Западная Сибирь - Мурманск, для перевалки российской нефти на западные рынки трудно переоценить и сейчас.

Позже в сентябре 2005 г. Министр транспорта России Игорь Левитин совершил рабочую поездку в Мурманск. Федеральный министр совместно с Полномочным представителем Президента в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым и губернатором Мурманской области Юрием Евдокимовым провел совещание по вопросам развития транспортного комплекса Мурманской области В своем выступлении министр отметил, что главным вопросом совещания является обсуждение генеральной схемы развития Мурманского портового транспортного узла. «Нам важно понимать, какая грузовая база формируется в направлении Мурманска, и что нужно сделать для развития инфраструктуры порта, чтобы груз был востребован», - сказал Левитин. Среди других, требующих обсуждения вопросов, было обозначено развитие железнодорожной инфраструктуры.

По итогам совещания было принято решение к концу 2005 г. завершить корректировку, согласование и утверждение проекта генеральной схемы развития порта Мурманск. Кроме этого, рекомендовали РЖД проработать вопрос строительства железнодорожного подъездного пути от станции Выходной до портового комплекса «Лавна» на западном берегу Кольского залива для обеспечения возможности обработки через него грузов различного назначения, в том числе нефти, контейнеров, металлов, генеральных грузов, включая грузы снабжения для освоения нефтегазовых арктических месторождений и др.

Подготовительный процесс набирал обороты. В октябре 2005 г. в Мурманске состоялось весьма редкое для страны событие - выездное совещание Правительства России во главе с премьер-министром Михаилом Фрадковым.

Слева направо: Ю.А. Евдокимов, И.Е. Левитин, М.Е. Фрадков, Мурманск, выездное совещание Правительства России 10 октября 2005 г

Слева направо: Ю.А. Евдокимов, И.Е. Левитин, М.Е. Фрадков, Мурманск, выездное совещание Правительства России 10 октября 2005 г., фото: «Российские недра, №8 от 24.10.2005 г.», ИТАР-ТАСС / Лев Федосеев

В состав правительственной делегации вошли Министр транспорта России И.Е. Левитин, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта А.А. Давыденко, президент «РЖД» В.И. Якунин и другие. Один из вопросов - Мурманский транспортный узел. На совещании принципиально одобрили генеральную схему МТУ с учетом более детального просчета будущего грузооборота, под который нужно создавать инфраструктуру. Было решено также разработать стратегию развития Северного морского пути и больше средств выделять на строительство и обновление ледокольного флота, разработать законопроект о свободных экономических зонах в портах.

Михаил Фрадков назвал загрузку мощностей в будущем для Мурманского транспортного угла самым нерешенным вопросом. Глава Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко отметил, что генеральная схема МТУ до конца года будет утверждена Минтрансом России. Основная сложность при разработке - невозможность спрогнозировать объемы транспортировки грузов через Мурманск. «Мы не знаем, развивать нам восточный берег, где сегодня вся инфраструктура, или западный, куда нужно подвести железную дорогу - она будет стоить колоссальных денег. Сегодня нет подтверждения грузопотоков через Мурманск», - сообщил Давыденко, добавив, что в перспективе агентство рассматривает Мурманск как пункт транзита контейнеров.

Проектом генеральной схемы МТУ было предусмотрено строительство перегрузочных комплексов в увязке с железнодорожными подходами:

1. Необходимое развитие должна получить железная дорога. Для реализации данного проекта особое значение имеет строительство железнодорожной инфраструктуры не только в Мурманском железнодорожном узле, но и на подходах к нему в пределах Октябрьской и Северной железных дорог. Планируемый объем инвестиций предполагается направить на строительство станций Мурманск, Кола, Выходной, строительство вторых путей и электрификацию.

2. Сбалансированное развитие должны получить портовые мощности. За счет государства должны строиться новые причалы, водные пути, специализированные комплексы, подходы, необходимая транспортная инфраструктура.

На совещании Минтранс России подтвердил, что видит Мурманский транспортный узел как один из приоритетных проектов стратегии развития транспорта Российской Федерации до 2010 года, как объект концентрации взаимных усилий государства и бизнеса. Реализация таких проектов будет способствовать диверсификации экономики.

Прозвучало также предложение о создании на западном берегу Кольского залива особой экономической зоны по обслуживанию и ремонту буровой техники. Вопрос этот настолько важен, что, по мнению губернатора Мурманской области, заслуживает обсуждения на специальном заседании федерального правительства.

Глава РЖД Владимир Якунин поддержал предложение министра транспорта о предоставлении российским портам статуса свободной экономической зоны, как это практикуется в мире. Предложили на правительственном уровне распределить специализацию портов, оставив уголь Мурманску и Усть-Луге. Премьер идею не отбросил, но отнесся к ней осторожно, потребовав четко описать, как это отразится на самих портах, регионах и всей экономике.

В итоге Председатель Правительства отметил, что проект развития Мурманского транспортного узла получит государственную поддержку, благодаря чему при доработке генеральной схемы МТУ на его развитие будут выделяться бюджетные средства.

28 октября 2005 года Министр транспорта России И.Е. Левитин на Морской коллегии при Правительстве России доложил тезисы своего доклада по теме «Основные проблемы реализации морской транспортной схемы в Арктическом регионе и вопросы совершенствования организации ледокольных перевозок с учетом обеспечения грузопотоков по трассам Северного морского пути до 2020 года». Как отметил министр, в таком виде доклад будет представлен Президенту России В.В. Путину, и я убежден, что резолюция Президента на этом докладе будет в нашу пользу».

В 2006 году Министерство транспорта Российской Федерации заказало разработку раздела обоснования инвестиций по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» - оценка потенциала существующей акватории и территории для размещения запланированных объектов, предпроектная оценка технических параметров и стоимости строительства по различным вариантам размещения, рекомендации по выбору оптимального варианта развитии. Для реализации проекта МТУ в 2007 году было учреждено ОАО «Управляющая компания «Мурманский транспортный узел», 40% акций которого принадлежит ОАО «Мурманский морской торговый порт» (контролируется угольной компанией «СУЭК»), 25% – ОАО «РЖД», 15% – «Роснефти», 15% – ФГУП «Росморпорт», 5% – администрации Мурманской области.

В итоге Приказом Минтранса России от 03.12.2007 N 177 «Об утверждении Генеральной схемы развития Мурманского портового транспортного узла» приняли за основу расчетный грузооборот на период до 2015 года 79,82 млн. тонн в год, что ставит Мурманск в число крупнейших портов мира. Для справки: общий грузооборот морского порта Мурманск в 2019 году составил 61,9 млн тонн.

Продолжение следует…

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

14:19В Мурманске волонтеры будут раздавать георгиевские ленточки 27, 28 апреля и 3 мая

13:57Минтранс Мурманской области определился с выходными и буднями

13:20За погибшего в «ДТП» сухогруза и маломерного судна в Баренцевом море помощнику капитана дали 1,5 года работ

12:54Спортклуб, детсад и молокозавод в Североморске сегодня остались без отопления

12:50Мурманский депутат Татьяна Ковалева: «Я просто хвалю небеса, когда солью посыпано»

12:36Житель Североморска попался с 220 гр наркотиков в ассортименте

12:35В Мурманской области наградили 15 сотрудников скорой помощи

12:16Первый с начала сезона: Житель Заполярья обратился за медпомощью из-за укуса клеща

11:50Аэропорт «Хибины» впервые примет 40-метровый самолет Boeing

11:42Мурманский квест-марафон по профориентации получил национальную премию

11:31В Мончегорске вынесли приговор троим похитившим человека вымогателям

11:20Авиабомбу из мурманского порта подготовили к транспортировке

11:08Художественная подсветка появится на фасадах 40 домов в Мурманске

11:08Летом обновят дороги в Алакуртти и Зареченске

11:00КОЛОНКА РЕАКЦИИ. Отдам друга в добрые руки!

10:54Северян приглашают принять участие в Фестивале саамской музыки и культуры в Оленегорске

10:48«Для нас это значительная проблема»: Игорь Морарь рассказал о причинах снижения налоговых доходов бюджета Мурманска

10:31Депутаты Горсовета приняли отчёт главы Мурманска Игоря Мораря

Все новости