«Естественная» убыль ИП
В начале мая Федеральная налоговая служба отчиталась о том, что за прошедшие 8 месяцев исключила из единого государственного реестра индивидуальных порядка пятисот тысяч не действующих предпринимателей. Речь о тех, кто не сдавал отчетность свыше 15 месяцев и был исключен из реестра по решению налогового органа. Примечательно, то что таким образом количество недействующих ИП только на сегодняшний момент составило порядка 1/7 от числа всех зарегистрированных предпринимателей. Так, по состоянию на 16 мая 2021 года число зарегистрированных ИП составило всего 3,5 млн.
С одной стороны, это тревожный показатель, который может свидетельствовать о проблемах малого бизнеса. Всего за многострадальный 2020 год количество ликвидированных ИП составило практически миллион, за 5 месяцев 2021 ликвидировано уже полмиллиона предпринимателей.
С другой стороны, нельзя исключать тот фактор, что часть ранее зарегистрированных ИП постепенно начала переходить в статус самозанятых.
Можно однозначно заметить, что мы наблюдаем тренд на снижение экономической активности. Вопрос лишь в том, как долго это продлится.
Национальные особенности маркировки продукции
Я уже как-то затрагивал тему маркировки молочной продукции в разрезе размера инвестиций для ее реализации. Но сейчас немного о другом.
Вообще идея о том, что маркировка молока и молочной продукции радикально снизит количество фальсификата на этом рынке, мне кажется малоубедительной. Вместе с тем, за данную инициативу конечно же будет платить конечный покупатель, так как и у производителя и у продавца издержки, связанные с введением маркировки и последующим ее администрированием неминуемо вырастут, соответственно вырастет и отпускная цена.
Но во всей истории с маркировкой удивительно другое. Изначально планировалось ввести в действие норму о маркировке еще 1 июня 2020 года. После дату сдвинули на 1 января 2021, а теперь на 1 июня 2021. Казалось бы, целый год был в запасе у уполномоченных органов, чтобы доработать систему и ввести ее в эксплуатацию максимально безболезненно для всех участников рынка. Но, как это часто случается, зима наступила неожиданно. И вот через неделю система должна повсеместно заработать по всей стране, но проблема в том, что до настоящего времени никто не может точно ответить, как это будет работать. Каждый раз подобная история с маркировкой товаров повторяется. Подобное случилось с мехом, потом с обувью, сейчас на очереди молочка (я намеренно опускаю алкоголь и лес, так как там иная специфика).
Еще ни разу введение маркировки не прошло безболезненно для рынка. И дело не в том, что бизнес у нас такой ригидный и нехотя подстраивается под запросы регулятора. Дело в том, что государство в этой ситуации полагает, что лучший способ научить бизнес «плавать» состоит в том, чтобы выбросить нас за борт в холодную воду и периодически бить веслом штрафов. Но главная проблема даже не в способе, а в том, что на самом деле сам регулятор не понимает, как это - «правильно плавать».
Максим Горнаев, сопредседатель Мурманского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Фотография Татьяны Кудряшовой