Рыбному хозяйству Российской Федерации готовят резкое повышение налоговой нагрузки.
Комиссия Правительства Российской Федерации по законодательной деятельности одобрила подготовленный Минсельхозом России законопроект «О внесении изменений в главу 21.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» («Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов») для последующего рассмотрения на заседании Правительства.
Напомним, что сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (далее - сбор за ВБР) был установлен с 1 января 2004 г. после введения в действие главы 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации и с указанного времени не пересматривался. Как сказано в пояснительной записке, цель принятия проекта акта: совершенствование порядка взимания сбора за ВБР, и в том числе, для повышения экономической эффективности рыболовства.
За исключением некоторых случаев, к определению новых (повышенных) значений ставок сборов применен единый подход: за каждый объект ВБР ставка рассчитана на уровне от 4,8% средней цены, установленной производителями на продукцию из данного вида ВБР за предыдущие три года. Кроме этого с 2022 года при расчете размера ставки сбора за каждый объект ВБР на соответствующий календарный год предлагается применять коэффициент-дефлятор, установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития (Минэкономразвития России), в соответствии с данными государственной статистической отчетности в предшествующем календарном году. То есть, фактические платежи рыбодобывающих организаций по ставкам сборов за ВБР с 2022 года могут меняться ежегодно.
Плательщиками сбора за ВБР (далее - рыбодобывающие организации) признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Льготники
Рыболовецкие артели (колхозы), а также рыбохозяйственные организации, зарегистрированные как налогоплательщики в соответствующих муниципальных образованиях, являющиеся градо- и поселкообразуюшими, включенными в соответствующий перечень Правительства Российской Федерации, продолжат пользоваться льготой до 31 декабря 2025 года. После этого срока льгота исчезнет.
В соответствии с проектом нормативного акта право на получение льготы (вычета) в отношении каждого получаемого на добычу (вылов) ВБР разрешения возникает при соответствии рыбодобывающей организации хотя бы одному из ниже перечисленных условий. Рыбодобывающая организация имеет право самостоятельно уменьшить сумму сборов за пользование ВБР на сумму одного из вычетов при условии осуществления:
- переработки уловов водных биоресурсов на судах рыбопромыслового флота или на предприятиях, предназначенных для производства рыбной продукции и построенных на территории Российской Федерации, принадлежащих рыбодобывающим организациям на праве собственности и/или используемые ими на основании договора финансовой аренды (договора лизинга), производства рыбной продукции, включенной в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень (с использованием для расчета вычета утвержденных Минсельхозом России норм расхода добытых (выловленных) водных биоресурсов на единицу произведенной из них рыбной продукции);
- рыболовства с использованием новых судов рыбопромыслового флота, с даты постройки которых прошло не более пяти лет (кроме судов, построенных по программе инвестиционных квот);
- прибрежного рыболовства.
При использовании вычета сумма сбора за ВБР по разрешению (разрешениям) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выданному на очередной календарный год, уменьшается на сумму вычета, но не более, чем на величину, равную 85 процентам суммы сбора за пользование ВБР, исчисленной по этому разрешению (разрешениям).
Процедура получения льготы (вычета)
Согласно проекта закона для применения вычета рыбодобывающая организация при предоставлении документов для получения в Росрыболовстве разрешения на добычу (вылов) морских биологических ресурсов должна предоставить копию подтверждения обоснованности применения вычета - документ из Пограничной службы ФСБ России. Для этого плательщик (рыбодобывающая организация) обязан представить в указанную службу, не ранее 1 февраля и не позднее 1 марта года, следующего за годом, в течение которого действует разрешение на добычу (вылов) морских биологических ресурсов, заявление с приложением подтверждающих документов. Форма заявления о подтверждении обоснованности применения вычета и перечень подтверждающих документов утверждаются Минсельхозом России по согласованию с ФНС России. Форма уведомления о подтверждении обоснованности применения вычета (об отказе в подтверждении обоснованности вычета) и способ уведомления утверждаются Минсельхозом России.
Порядок осуществления взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях подтверждения обоснованности применения вычетов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Вычет применяется рыбодобывающей организацией с даты принятия Пограничной службой ФСБ России решения о подтверждении обоснованности применения вычета (в течение одного месяца после получения соответствующего заявления). В случае отказа плательщик (рыбодобывающая организация) может повторно обратиться в указанную службу. В случае успеха полученная рыбодобывающей организацией копия подтверждения обоснованности применения вычета может быть использована плательщиком (рыбодобывающей организацией) в течение двух лет с даты ее получения.
Согласно одобренного Комиссией Правительства Российской Федерации по законодательной деятельности законопроекта «О внесении изменений в главу 21.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации («Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов») Пограничная служба ФСБ России будет осуществлять учет информации о размерах вычетов, обоснованность применения которых подтверждена и/или которые были использованы. Порядок учета утвердит Минсельхоз России.