Планы реализации программ освоения арктического шельфа, строительства и развития Мурманского транспортного узла невозможны без выполнения комплекса гидротехнических работ. В этих условиях западные компании рассчитывают на приоритетное получение заказов, полагая, что в России на рынке услуг по решению вопросов гидротехнического обеспечения им нет достойных конкурентов. Действительно, так было еще несколько лет тому назад. Но сегодня россияне могут обойтись и своими силами. Во всяком случае, в Мурманской области. Например, компания «Гидротехсервис» решает вопросы строительства гидротехнических сооружений по всему Северо-Западному региону, обеспечивая высокое качество работ, соответствующее не только российским, но и международным стандартам. Не случайно заказчиками этой компании выступают ОАО «Газпром», ООО «Газфлот», ООО «ГазфлотДобыча Шельф», ОАО «ГМК Норильский Никель», ЗАО «Агросфера» и другие не менее значимые для экономики региона предприятия.
Растерять проще, чем возродить
История развития Кольского полуострова связана с гидротехническим строительством. В течение десятилетий здесь возводились причалы и сооружения Мурманского торгового и рыбного портов, объекты военно-морского флота, судоремонтных заводов. Существовала мощная научная и производственная база для решения широкомасштабных задач, которые воплотились в создании военно-морских баз, портов и портопунктов гражданского назначения, которые служат нашей экономике и поныне. Но у каждого сооружения, тем более гидротехнического, существуют определенные сроки эксплуатации. И пришла пора, когда специалисты, их эксплуатирующие, поняли, далее тянуть с их обновлением и модернизацией нельзя, ибо это чревато тяжелыми последствиями. Да и на фоне предстоящих широкомасштабных работ по освоению арктического шельфа и развитию Мурманского транспортного узла появилась насущная потребность в проведении широкомасштабного комплекса гидротехнических работ. И вот здесь-то пришлось горько пожалеть о недальновидной политике государства, которое в сложный постсоветский период не поддержало от развала предприятия гидротехнического комплекса, которые ушли в небытие.
Так случилось, что в период экономических реформ о строительстве новых гидротехнических сооружений речь вообще не шла, а о поддержании уже имеющихся объектов в должном техническом состоянии мало кто думал. Как следствие, были растеряны кадры, утрачена техника, распались предприятия, занимавшиеся такого вида работами.
И когда нефтегазовые и транспортные компании поняли, что лучшего места, чем Кольский залив, для отправки в круглогодичном режиме на экспорт нефти и нефтепродуктов крупными партиями на супертанкерах нет, и решили строить здесь береговые и рейдовые нефтеперевалочные комплексы, оказалось, что строить их некому. Особенно остро этот вопрос встал после принятия 2 мая 2007 года на заседании Госсовета России, проведенного в Мурманске, принципиально важного решения по развитию Мурманского транспортного узла и освоению Штокмановского ГКМ.
Появилась настоятельная необходимость строить гидротехнические сооружения, проводить дноуглубительные работы. И все благие намерения по возведению нефтеперевалочных комплексов и глубоководных причалов остались бы на бумаге, если бы в Мурманске не появилась компания «Гидротехсервис», созданная капитаном второго ранга запаса Владимиром Терещенко, бывшим старшим водолазным специалистом управления аварийно-спасательных работ Северного флота, руководившим водолазными работами при подъеме АПРК «Курск». В короткие сроки ООО «Гидротехсервис» сумело завоевать высокую репутацию на рынке судоподъемных и гидротехнических работ.
Собственно говоря, знаковым событием и для этой компании, и для всего российского сообщества, занятого в сфере гидротехнических работ, стало выполнение этой компанией государственного заказа по подъему в марте 2006 года на акватории поселка Белокаменка в Кольском заливе БПК (большого противолодочного корабля) «Удалой», водоизмещением 6850 тонн, длиной 163,5 метра, шириной 19 и высотой по борту 12,2 метра. Аналогов подобной судоподъемной операции в Кольском заливе, да и в России, за последние два десятка лет не было. Ведь были утрачены и специалисты, и производственные мощности для выполнения работ подобной сложности и масштабов.
ООО «Гидротехсервис» на этой судоподъемной операции особых денег не заработало, зато получило общественное признание и авторитет у потенциальных заказчиков как компания, способная в сжатые сроки, при минимальных затратах выполнить широкомасштабный по объему и уникальный по сложности проект, что они имеют и специалистов, и техническое оснащение для качественного оказания гидротехнических услуг.
Заказчики довольны
На счету компании немало выполненных контрактов. Специалисты ООО «Гидротехсервис» не гнушаются выполнять и ремонт водозаборов практически для всех городов Кольского полуострова, и, если это необходимо, браться за реализацию широкомасштабных проектов. Именно эта компания возводила гидротехнические сооружения на отгрузочном терминале нефтеперевалочного комплекса для компании «Тангра-Ойл», дноуглубительные работы у причалов компании ЗАО «Агросфера», занимающейся отгрузкой апатитового концентрата на экспорт, для ЗАО «Мурманский глиноземный терминал», у нефтебазы рыбного порта.
Сегодня при строительстве гидротехнических сооружений предприятия вынуждены, следуя требованиям ФЗ № 94, проводить конкурсы и аукционы для снижения затрат (этот закон должен был решить проблему коррупции, но еще больше обострил ее, кроме этого, на повестку дня встала проблема качества работ, ибо дешевле не означает качественнее). В этих условиях победить может компания, которая просто-напросто демпингует на рынке этих услуг, не имея ни специалистов, ни производственного потенциала, надеясь привлечь после победы в конкурсе в качестве субподрядчика проигравшую компанию, которая имеет необходимый и производственный, и интеллектуальный потенциал. Аналогичная ситуация, к сожалению, сложилась и у нас на Кольском полуострове. Но серьезные компании, которым необходимо возводить гидротехнические сооружения, знают, к кому обращаться. К тем, кто своей работой доказал способность качественно и в срок выполнить условия заключенного контракта.
ООО «Гидротехсервис» нет нужды убеждать своих партнеров. На мурманском рынке гидротехнических услуг среди компаний, способных выполнить весь комплекс работ от разработки проекта до передачи объекта заказчику в эксплуатацию, кроме «Гидротехсервиса» никого нет. Сегодня реально выполнить судоподъемные, дноуглубительные и другие гидротехнические работы в Кольском заливе в состоянии лишь эта компания, имеющая соответствующее крановое оборудование, суда, понтоны, различную технику, водолазное снаряжение и разрешительные документы, а самое главное, высококлассных специалистов. Ну кто сегодня способен своими средствами поднять со дна Кольского залива тысячи тонн металлоконструкций и грунта, устанавливать тяжелое рейдовое оборудование для швартовки супертанкеров, отливать стотонные массивы для установки на рейде в Сайда-губе плавучего дока ПД-42?
В числе не просто значимых, а уникальных работ этой компании бетонирование плавдока «Паллада», который используется для транспортировки трех-отсечных реакторных блоков утилизированных атомных подводных лодок, очистка дна в Сайда-губе, в ходе которой на поверхность поднято 11 судов различного водоизмещения. Всего же на счету ООО «Гидротехсервис» 18 поднятых со дна объектов, общим водоизмещением более 10 тысяч тонн.
Только благодаря прекрасной репутации ООО «Гидротехсервис» на рынке гидротехнических услуг дочерняя компания ОАО «Газпром» - мурманский филиал ООО «Газфлот» выбрал ее для выполнения комплекса работ по обустройству двух береговых баз в Мурманске, на территории судоверфи и бывшем судоремонтном заводе в поселке Абрам-Мыс. На восточном берегу Кольского залива, на территории Мурманской судоверфи и на территории СРЗ выполнен большой комплекс дноуглубительных и судоподьемных работ. При проведении гидротехнических и дноуглубительных работ у причалов Мурманской судоверфи, где расположился транспортно-логистический центр этой компании, на поверхность было поднято судно. Еще одно извлекли из-под воды при дноуглублении на Абрам-мысе у причалов судоремонтного завода, где расположится база будущей стоянки и ремонта буровых установок «Газфлота».
Здесь же выполнен еще один заказ: проведен ремонт причалов и дноуглубление теперь уже по заказу норвежской компании «Рейнертсен», построившей на берегу Кольского залива предприятие по выпуску крупногабаритных металлоконструкций для нефтегазовых компаний. В процессе дноуглубления на поверхность поднято более трех тысяч кубометров грунта. Контракт выполнен с высоким качеством, получено разрешение капитана порта на использование причалов. А ООО «Гидротехсервис», доказавшее, что умеет работать и не срывать сроки контракта, от руководства «Рейнертсена» получило еще один заказ на изготовление и монтаж отбойных устройств для двух причалов.
К сложнейшей гидротехнической операции можно отнести транспортировку и установку в рамках государственного контракта плавпричала, изготовленного СРЗ «Нерпа» в поселке Северный на Новой Земле.
По заказу ФГУП «Атомфлот» к уже существующему плавпричалу специалистами «Гидротехсервиса» были пристыкованы две секции для обеспечения швартовки атомных ледоколов.
Специалистами ООО «Гидротехсервис» установлены плавпричалы в Лиинахамари, в поселке Дальние Зеленцы. Специальное судно компании «Волонга», оборудованное барокамерой, два летних сезона обеспечивало безопасность водолазных работ при строительстве для НК «ЛУКОЙЛ» стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала (СМЛОП) в Печорском море у поселка Варандей.
У всех на слуху Штокмановский проект. И здесь «Гидротехсервис» оказался востребованным. Суда компании обеспечивали работы по инженерным изысканиям в Териберке, а летом судно «Воланга» будет задействовано на обследовании ранее пробуренных скважин на шельфе Баренцева моря в районе Штокмановского ГКМ.
Остается отметить, что ООО «Гидротехсервис» допущено к выполнению всех видов водолазных и гидротехнических работ не только в России, но и за границей, имеет сертификат ИСО-9001:2000, свидетельство о признании Российским Морским регистром судоходства, свидетельство Ростехнадзора и регистрацию службы Капитана порта, обладает допуском к работам на объектах капитального строительства (СРО).
ООО «Гидротехсервис» имеет в своем рапоряжении три береговые базы в поселках Ретинское, Дровяное и Молочном, мощное автотранспортное хозяйство.
Впереди у трудового коллектива ООО «Гидротехсервис» немало работы. Ведь одним из проектов в рамках Мурманского транспортного узла, а в последующем, возможно, и портовой особой экономической зоны станет строительство терминалов по перевалке нефти и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива, реконструкция причалов и дноуглубление на восточном берегу. Крупномасштабное строительство ожидается в Териберке, где предстоит возвести портовый транспортно-технологический комплекс. При выполнении этих работ будут, безусловно, востребованы и оборудование, и опыт специалистов ООО «Гидротехсервис», доказавших свой профессионализм и высокое качество работы.
Дай бог, чтобы никогда не был использован и потенциал этой компании по ликвидации разливов нефти. Но при перевалке нефти и нефтепродуктов на терминале «Тангра-Ойл» именно «Гидротехсервис» обеспечивал ЛАРН.
Эта компания благодаря наличию своих судов и автотранспорта способна выполнять работы на всем побережье Баренцева, Печорского и Белого морей.