Производительные силы общества формируются десятилетиями, а некоторые производственные школы веками.
Автор
Продолжение. Предыдущую часть читай здесь.
Участие иностранного капитала в социалистическом строительстве
Понимаю, сейчас на автора набросится половина читателей, а может быть и больше. И это можно объяснить - мы с детства думали, что это всё сделали мы. Но когда-то приходит время взрослеть.
ГОЭЛРО
Называть дореволюционную Россию «темным царством» может только необразованный человек. Царская Россия имела сопоставимую с Европой энергетику, достойный план электрификации страны и уже начатые масштабные проекты с участием иностранного капитала. План под названием ГОЭЛРО в 2020 году родился не на пустом месте и предусматривал строительство и реконструкцию 30 объектов электроэнергетики в европейской части страны. На Сибирь План не распространялся. ГОЭЛРО был выполнен в 1931 году. Сибирь включили в Генеральный план электрификации 1931 года. В 1935 году по объемам выработки электроэнергии СССР вышел на третье место в мире, уступив США и Германии. Какова была материально-техническая составляющая этого результата? Основу технологического оборудования для генерации электроэнергии, как и в дореволюционные времена обеспечили передовые в области энергетики предприятия Германии и США.
Индустриализация
При участии западного капитала в СССР воздвигнут ряд гигантских промышленных сооружений: ДнепроГЭС, металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске, а также Уралмаш, тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод и др.
Основу современного оборудования для индустриализации обеспечивали General Electric и Siemens-Schuckertwerke AG. Только американская Albert Kahn, Inc. обеспечила строительство более 500 промышленных объектов в СССР. На тот момент это было самое большое архитектурное бюро мира. В Москве также работало Центральное бюро тяжелого машиностроения (ЦБТМ), филиал немецкой компании Demag.
Технологический проект Нижегородского автозавода выполнила компания Ford, строительный - британская Austin Motor Company. Строительство 1-го Государственного подшипникового завода в Москве (ГПЗ-1), который проектировала компания Albert Kahn, Inc, осуществлялось при техническом содействии итальянской фирмы RIV.
Сталинградский тракторный завод был изначально сооружен в США, а затем размонтирован, перевезен в СССР и собран под наблюдением заморских инженеров. Он был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.
Гидротурбины для Днепрогэс были произведены General Electric и Newport News Shipbuilding. Магнитогорский металлургический комбинат спроектирован фирмой Arthur G. McKee and Co., которая также осуществляла надзор над его строительством. Внимание - стандартная доменная печь для этого и всех остальных металлургических комбинатов периода индустриализации была разработана чикагской компанией Freyn Engineering Co.
Radio Corporation of America налаживала в СССР производство радиоаппаратуры, General Electric содействовала развитию электротехнической промышленности. Развитие химической индустрии обеспечивала компания Dupont de Nemours. По программе развития советской нефтехимии американская компания Winkler-Koch построила в СССР пятнадцать заводов по крекингу тяжелой нефти.
Автопром
Завод ЗИЛ
На конец 1917 на заводе имелось около 500 новейших американских станков. В Италии были закуплены комплекты деталей и началась «отвёрточная» сборка грузовиков FIAT 15 Ter.
Заводы ГАЗ и АЗЛК
С момента образования в 1929 г. станочный парк и технологическая основа Ford Motor Company. Основой производственной программы являлись модели американских грузовых автомобилей Ford A и Ford АА.
Автопроизводство «Москвич»
Технологическая база - немецкий трофейный автозавод Opel. С 1945 года завод профилировался на выпуске легковых автомобилей, первая модель Opel Cadett К-38.
Завод ВАЗ - «Жигули, Лада»
Проект завода, станочный парк и технологические агрегаты - итальянский концерн FIAT. Малолитражка FIAT 124 была выбрана в качестве базовой. В 1970 году в СССР началось производство советских «жигулей».
Можно ещё долго перечислять отрасли советской промышленности группы «А» и группы «Б», основные фонды в которых формировались на основе зарубежного оборудования.
Однако были важные направления хозяйственной деятельности, которые не имели на территории страны промышленности для производства средств производства для этих отраслей. Гражданский морской и речной флот почти полностью закупали за рубежом.
Пассажирские суда поставлялись из Германии, Великобритании, Финляндии, Австрии, Югославии, Польши, Чехословакии Венгрии, Румынии и других стран. Большая часть различных типов грузовых судов строилась на иностранных верфях.
После войны паровые рыболовные траулеры для СССР делали Финляндия, Швеция и Польша. Из Англии поступали дизельные рыболовные суда. Япония строила нам тунцеловы и плавбазы, Франция - консервщики, большие морозильные траулеры повышенной автономности строила Голландия. В ГДР и Польше для нас создавали рыболовные траулеры-фабрики. Транспортные рефрижераторы делали в Германии и Франции, плавбазы в Польше, рыбоконсервные плавбазы в Финляндии, китобойные суда в Германия. Филейные линии и морозильные камеры для судовых рыбфабрик производили в ФРГ и Дании, навигационное и рыбопоисковое оборудование в Японии, главные двигатели в Финляндии и США и т. д.
В результате к настоящему времени в России так и не сформировались современные производительные силы гражданского судостроения.
В целом привлечение в СССР иностранного капитала и специалистов имело рациональную цель - подготовить современные трудовые ресурсы, способные эксплуатировать иностранные средства производства и создавать свои средства производства и орудия труда.
За 50 лет был достигнут солидный результат в промышленности группы «А». К началу 80-ых годов в Советском Союзе организована трёхуровневая система технического образования, отраслевая наука, инженерные школы и научно-экспериментальная производственная база. Главным работодателем для подготовленных трудовых ресурсов были предприятия промышленности группы «А» и, в частности, локомотив технической мысли - «оборонка».
Но, увы, в экономике чудес не бывает, только цифры. С точки зрения бухгалтера социалистическая модель организации производительных сил рано или поздно была обречена. В соответствии с Генеральной схемой развития и размещения производительных сил СССР советская экономика получилась сверх затратной (высокая фактическая себестоимость производства продукции). Держалась она на плаву только за счёт доходов от экспорта сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы с идеологически ограниченным «ассортиментом потребления». Как только внешняя конъюнктура изменилась, и экспортная подпитка рухнула, советская экономика резко покатилась вниз.
Кроме этого, отсутствие рынка, как источника экономического целеполагания, деформировало мировоззрение партийных вождей всех размеров, которые ориентировали промышленные предприятия на выполнение плановых показателей в количественном измерении («план давай»), что тормозило внедрение в производство новых технических и технологических решений. Это, в свою очередь, гарантировало отставание советских производительных сил от научно-технического прогресса и быстро растущего уровня производительности труда в передовых капиталистических странах.
Отдельно следует отметить, что даже к концу существования советской экономики, промышленность группы «В» была, мягко говоря, недоразвита, за редким исключением, выпуская примитивные товары народного потребления и ограниченный перечень продуктов питания.
Социалистическая централизованная система управления производительными силами, к концу 80-х привела к неизбежному экономическому результату.
Девяностые годы
В начале 90-х в стране закончились деньги. Основа экономики СССР - предприятия промышленности группы «А» остались без государственных заказов, снабжения и финансирования. Многочисленные заводы, разбросанные по огромной территории, разваливались на глазах, замерли грузоперевозки. Каркас социалистического размещения производительных сил - моногорода очутились в тяжелом положении. Отраслевые институты развития в столичных центрах оказались никому не нужными. Профессиональные кадры шли на улицу торговать тряпками. Были потеряны профессиональные коллективы (трудовые ресурсы) и инженерные школы машиностроения. Началась деградация системы технического образования. Пятнадцать лет советские производительные силы теряли потенциал, отставая от передовых стран производителей товаров.
Продолжение следует