На этой неделе на карте России появился еще один город, с которым Мурманск теперь связан прямым авиасообщением. Это Пермь. Именно это сообщение и натолкнуло меня на мысль поразмышлять о том, что из себя представляет гражданская авиация Заполярья. Какой она была раньше, какова она сегодня и есть ли у нее будущее. То есть, будущее-то конечно есть, только вопрос в том какое будущее.
Мне кажется, что в сегодняшних разговорах о развитии гражданской авиации в Мурманской области больше ностальгии, чем здравого смысла. Мы любим, когда много, не сильно задаваясь вопросом, а надо ли сегодня много? Такой вопрос многим из нас не приходит в голову по той простой причине, что мы привыкли думать, что больше всегда лучше, чем меньше. Мы все чаще начинаем думать о том, что раньше было лучше.
Раньше были времена, а теперь мгновения. И это касается не только гражданской авиации. Так мы упорно ностальгируем по временам, когда в рыбном порту траулеры стояли у причалов аж в четыре корпуса. Да, стояли, но дело в том числе и в том, что теперь один суперсовременный траулер может привезти в Мурманск за один раз столько рыбы, сколько раньше привозили десять, а то и двадцать. А рыбы на Северном бассейне по-прежнему ловят миллион тонн в год, как и много лет назад. Другое дело, куда эту выловленную рыбу везут.
В гражданской авиации дела обстоят примерно так же. Мы с умилением вспоминаем времена, когда из Мурманска в Ленинград ежедневно было более десяти рейсов. В Москву немногим меньше. В Архангельск каждый день было три рейса. А сейчас один в неделю. Каждый день летал самолет в Сочи. Да и со многими другими городами Советского Союза Мурманск связывало прямое авиасообщение. Отмечу, что сегодня я говорю именно об авиасообщении, а не о ценах на авиабилеты.
Возможно, те, кому сегодня 20-25 лет, просто не поверят мне, что в сезон в авиакассы по всей области выстраивались длиннющие очереди. Люди стояли ночами, отмечались, чтобы купить вожделенный билет на самолет до Сочи, Симферополя, Минеральных Вод. Если не получалось сегодня, назавтра все начиналось с начала. Словом, спрос явно превышал предложение. А сегодня?
В силу возраста я являюсь опытным авиапассажиром. Улетал и прилетал совсем маленьким мальчишкой из старого, еще грунтового аэропорта Мурмашей, потом много лет из Килп-Явра, потом из нового мурмашинского аэропорта. Когда его ремонтировали, то доводилось летать и из третьего Североморска. За эти годы авиапассажиром Привалихиным были освоены самые разные типы и модели воздушных судов. От Ан-2 до Ил-96 и от Боинга-767 до Эмбраера-195 и Бомбардье-200.
Конечно, столь богатый опыт совсем не делает меня экспертом в области воздушных перевозок. Я о другом. Скажите мне, пожалуйста, вот сегодня, когда мы не связаны таким количеством прямых рейсов с разными городами России, были с вами случаи, когда вы не смогли улететь туда, куда надо и тогда, когда вам надо? Со мной такого не случалось ни разу. Может быть, все еще впереди? Сомневаюсь. Сегодня спрос наш вполне удовлетворен имеющимися предложениями. А вот то, что я уже лет десять не был в авиакассах - это факт. Билеты покупаю в интернете. Там же регистрируюсь на рейс. Удобно и быстро.
Вот потому-то я и думаю, что мы просто ностальгируем по прежним временам. И понятно, почему. Ведь мы были моложе, трава зеленее, деревья выше. Да и солнце светило ярче. Разве нет?
Теперь Мурманск связан прямым авиасообщением с Пермью. Мне от этого ни тепло, ни холодно. Скорее всего, мне не придется слетать в Пермь. Нет необходимости. Но я глубоко удовлетворен, что из Мурманска теперь можно улететь в Пермь прямым рейсом. И рад за тех жителей области, которые воспользуются появившейся возможностью. Просто мне кажется, что не надо воспринимать как какой-то беспрецедентный прорыв или выдающееся достижение местной власти такие события. Только и всего. А если уж говорить о ностальгии, то мне бесконечно жаль, что у нас угробили малую авиацию. Не только в Мурманской области, а во всей России.
Фотография Татьяны Кудряшовой