«Здравствуйте, меня зовут Ольга Владимировна, главное Следственное управление Следственного комитета Москвы. Я звоню вам, по поводу двух уголовных дел по тяжким статьям. Догадываетесь, о чем идет речь?» - так завлекательно начинался телефонный звонок с незнакомого номера для многих мурманчан на прошлой неделе.
Дальше схема была стандартной. Человеку называли однофамильца, спрашивали о родственных связях и ошеломляли набором статей Уголовного кодекса: подделка документов и мошенничество группой лиц.
Если собеседник клевал на эту наживку, дальше шли подробности.
Вы только представьте весь ужас: некий человек с вашей фамилией приехал в банк, предъявил доверенность с вашей подписью и пытался снять деньги с вашего счета, а потом и взять на вас кредит. А когда бдительные сотрудники банка якобы не допустили этого, он прыгнул в иномарку с «таким-то» номером и удрал.
«Но, возможно, он попробует провернуть эту махинацию в другом банке. Чтобы защитить ваши средства, вам будет звонить сотрудник банка и попросит уточнить некоторые данные. Это согласованная с нами операция, ждите звонка», - сообщил «следователь».
В рамках этой «согласованной операции» вы должны сообщить напарнику мошенника данные, которые позволят им снять деньги с вашей карты.
«Креативный подход - сильная сторона мошенников. Ради результата они придумают какую угодно легенду. Например, недавно они звонили через мессенджер, и на картинке у человека высвечивался герб МВД. Вкупе с неожиданной информацией, это повергало граждан в смятение, и они в таком состоянии сообщали злоумышленникам свои данные. Важно помнить одно - ни в одном банке сотрудники по телефону не будут спрашивать у вас номер карты, срок ее действия и трехзначный код на обратной стороне. Более того, сотрудники банка позвонят вам только после блокировки карты или если вы оставили заявку на кредит. Но даже в этом случае они не будут спрашивать данные карты и счета», - объяснил эксперт в сфере банковской безопасности.
В соцсетях разговоры с мошенниками уже стали отдельным жанром, в котором цель - вынудить собеседника бросить трубку или «выйти из роли». Однако, каждый год с карточек россиян незаконным способом снимают миллионы рублей.
«Очень часто к нам звонят или приходят люди, которым звонил сотрудник якобы Центробанка и сообщал о том, что «видит прямо сейчас попытку перевода средств». Не верьте в это. Вы можете себе представить, что сотрудники Центробанка в прямом эфире отслеживают движение средств на картах всех жителей страны и вычисляют, какое из них незаконное? Очень часто люди не могут вернуть деньги, снятые мошенниками именно потому, что они сами дали им доступ к счетам. А мошенники накручивают людей до состояния паники. У нас была история, когда к нам женщина зимой в халате и тапочках ворвалась в банк, с криком, что ее грабят, прямо сейчас. Но лучше так, чем сообщить все мошенникам, или еще хуже - прийти и перевести деньги на указанный ими «безопасный» счет», - пояснила сотрудница одного из отделений банка.
Итак, что делать, если вам позвонил «важный следователь из Москвы»?
В идеале: как можно быстрее прекратить разговор.
Если природная вежливость мешает вам резко ответить незнакомому человеку, попросите, чтобы вызвали вас на разговор в правоохранительные органы официальной повесткой.
Помните, что самая уязвимая в этом случае категория - пожилые люди. Попросите своих близких, чтобы в случае любых звонков по вопросом банковских карт и денег - они обращались за советом к вам до того, как предпринимать какие-либо действия.
Помните, если вы сообщили мошеннику код или данные карты - это равнозначно тому, что вы сами положили свои деньги ему в карман, и вернуть их оттуда будет невозможно.