По данным фонда «Общественное мнение», на лето 2010 года ежемесячная аудитория Интернета в России составила 47,3 млн человек, или 38% от всего населения страны. Этот параметр специалисты называют «проникновение Интернета». Рассчитывается он путем подсчета количества людей в возрасте от 18 лет, которые хотя бы раз за последний месяц пользовались сетью. Недельная аудитория насчитывает 38,8 млн человек (33%), суточная составила 28,6 млн (25%). Теперь каждый десятый европейский пользователь сети - из России. По параметру проникновения Россия находится на девятом месте в мире, уступая Великобритании (83%), Австралии (80%), Германии (79%), Японии (78%), США (77%), Франции (69%), Испании (63%), Италии (52%). Из приведенных данных по проникновению Интернета наша страна в два раза уступает высокотехнологичным Японии и США. По исследованию, представленному компанией Яндекс весной 2010 года, проникновение Интернета в России за 2009 год выросло на 20%.
Эксперты, комментируя процесс развития сети Интернет в России, называют следующие причины такого высокого темпа роста. Это, во-первых, наличие большого количества персональных компьютеров в семьях, появление в продаже дешевых нетбуков. По данным исследований, 74% подключившихся к сети - это физические лица и домашние пользователи. Во-вторых, высокая конкуренция между провайдерами и наличие разветвленной инфраструктуры, особенно в крупных городах. В-третьих, большой интерес к интернет-технологиям в молодежной среде и в среде безработных.
Эксперты также отмечают и проблемы на пути продвижения Интернета. Это недостаточная возможность получения широкополосного доступа (ШПД). По данным компании «IKS-Consulting», на июль 2010 проникновение услуги ШПД в России составило 30%. Вторая проблема - неравномерность проникновения Интернета в регионах, особенно в восточной части страны. Третья - нежелание магистральных операторов выделять средства на развитие
и обслуживание линий связи и увеличение скорости трафика.
Основной источник роста российского Интернета - регионы. Рынок Москвы и Санкт-Петербурга уже наполнен, увеличение числа пользователей наблюдается небольшое. На конец 2009 года проникновение Интернета в Москве составило 59%, в Санкт-Петербурге - 57%. В Северо-Западном федеральном округе (без Санкт-Петербурга) проникновение Интернета составляет 38%, как и в среднем по России. Рост проникновения в округе составил 35% - это рекорд по стране. По числу доменов на 1000 пользователей СЗФО переместился в рейтинге регионов с шестого на четвертое место, с показателями 23% при среднем по стране 26%. По доступности Интернета на скорости 1024 Кбит/сек округ занимает пятое место. В Мурманске средняя цена за доступ в сеть на такой скорости составила 683 рубля. Для сравнения, по аналогичным показателям доступ в Калинин-граде - 521 рубль, в Вологде - 547 рублей. Среднее значение по крупным городам без столиц - 660 рублей. По числу новостей в Интернете от одного СМИ наш округ, как и год назад, находится на 4-м месте с показателем 11,3% (средний по стране 11,8%), имея рост 33%. По увеличению количества рекламодателей контекстной рекламы СЗФО значительно отстает от многих регионов России, имея рост этого показателя 80% (средний по стране 93%), и находится на седьмом месте.
По рейтингу распространения Интернета в нашей стране Северо-Запад поднялся на одну строчку вверх и теперь занимает третье место. По рейтингу активности пользователей округ, наоборот, опустился с 5-го места и сейчас занимает шестую строчку.
Развитие сети Интернет и наращивание скорости трафика на «последней миле» (конечный шаг на пути к потребителю) обуславливаются в первую очередь рекреационной информационной потребностью пользователей. Им хочется слушать музыку, смотреть фильмы, телеканалы в режиме онлайн, мгновенно загружать и отправлять изображения. Скорость Интернета для этого должна быть не менее 1000 Кбит/сек. А это может обеспечить только ШПД. Заинтересованы в скоростном доступе в сеть и организации, которым необходима видеосвязь в процессе деятельности, и фирмы, функционирующие по принципу удаленной работы. Суть ее в том, что эффективная коллективная деятельность осуществляется без обязательного присутствия всех работников в одном здании офиса. Такая децентрализация уменьшает накладные расходы и потенциально обеспечивает высокую производительность труда, особенно в больших городах и при удаленном нахождении работников, где время на перемещение от дома до работы и обратно может достигать 2-3 часов и более. Однако в России, а тем более на Кольском полуострове, такой принцип работы компаний особо не востребован и не развит.
В настоящее время технологии «последней мили» представлены двумя направлениями - стационарной точкой приема и мобильным Интернетом. В первом случае самый распространенный способ - проводной Интернет, второй - самый редкий - Интернет спутниковый. Проводной Интернет представлен следующими технологиями: модемным, когда для передачи сигнала используется весь телефонный канал; DSL, разделяющим телефонный канал на непосредственно телефонный и канал для передачи сигнала Интернета. Имеются еще технологии: передача интернет-информации по телевизионному кабелю; Metro Ethernet - оптоволоконный кабель до дома, Ethernet до квартиры.
Мобильный Интернет позволяет без проводной линии принимать и передавать контент, в том числе и во время движения. Здесь существуют три основные технологии. Первая из них представлена традиционными сотовыми операторами GSM, относящимися к сетям второго поколения 2G. К 2010 году за счет дополнительных расширений эта система достигла статуса 2,75G. Вторая технология приема-передачи данных - LTE, на которой можно создавать сети 3G и выше. В настоящее время лицензию на эти частоты в России имеет только компания «СкайЛинк», которая и строит беспроводную сеть на всей территории страны, претендуя на 5% рынка мобильного Интернета. Не секрет, что мобильные операторы Большой тройки (МТС, «Мегафон», «Вымпелком» - торговая марка «Билайн») стремятся получить лицензию на право использовать эти частоты.
Третья технология беспроводного Интернета Wi-Fi (англ. Wireless Fidelity - «беспроводная точность») - торговая марка Wi-Fi Alliance для беспроводных сетей на базе стандарта IEEE 802.11.
За разъяснениями о том, как обстоят дела с развитием сети Интернет в Мурманске, мы обратились к менеджеру по работе с корпоративными клиентами ОАО «Мурманские мультисервисные сети» Александру Андрущенко.
- В Москве рост числа подключений резко снизился. А как складывается ситуация в нашем регионе?
- В Мурманске рынок еще далеко не насыщен. Спрос на ШПД высок. Остается немалое количество неподключенных домов. Например, в пятиэтажных домах есть желающие получить ШПД, но технической возможности у них пока нет.
- Что влияет на стоимость интернет-услуг?
- Для конечного потребителя стоимость использования услуги складывается из двух составляющих. Первая - стоимость доставки информации. А так как основной контент российского сегмента сети Интернет находится в Москве и Санкт-Петербурге, то его необходимо доставить в Мурманск. Вторая составляющая - стоимость содержания сети. По сравнению с другими регионами в Мурманской области стоимость Интернета находится в приемлемом соотношении цена - качество. Ниже цены только в столицах. В настоящее время контент все больше и больше насыщается мультимедиа, следовательно, требуется быстрая связь. Поэтому клиенты желают максимально увеличить скорость, но за те же деньги, которые платят сейчас.
- Как устроена сеть в компании М2С?
- В нашей компании сеть построена на технологии Metro Ethernet - оптоволоконный кабель до дома, Ethernet до квартиры. Единственное, что сдерживает увеличение скорости конечным клиентам, это стоимость интернет-канала у магистральных операторов. Но рано или поздно магистральщики будут снижать стоимость, а скорость трафика поднимать. И одновременно с ними мы увеличим скорость доступа к сети Интернет и для наших клиентов. Но уже и сейчас в нашей сети скорость входящая и исходящая - 100 Мбит/сек каждому абоненту.
- Бывают ли сбои в работе сети?
- Предоставление выхода в Интернет - услуга техническая, и как любая техническая услуга она может давать сбои. Поэтому ни один провайдер не застрахован от всевозможных проблем и аварий. Для того чтобы минимизировать такие риски, наша компания резервирует основной магистральный канал у нескольких операторов, дублирует серверы управления и систему электропитания.
- Мобильные операторы создают вам конкуренцию?
- На сегодняшний день ни одна мобильная технология, даже 3G, не может достичь тех скоростей, качества доставки трафика и надежности связи, которые имеются в технологии Metro Ethernet на последнем этапе до абонента.
- Почему система Wi-Fi в Мурманске не получила широкого распространения?
- В нашем городе сложный рельеф: сопки, перепады высот. Некоторые районы города закрыты друг от друга, да и сам город Мурманск вытянутый. Устойчивость связи невысока, буквально в нескольких метрах от уверенного приема она может пропадать. Поэтому Wi-Fi как городскую сеть строить бесперспективно. Были попытки создать ее у некоторых компаний, но они не увенчались успехом. Однако технология Wi-Fi хорошо подходит для использования в жилых помещениях. Например, когда провайдер подводит проводную линию до квартиры, в которой устанавливается беспроводная система. Также Wi-Fi может использоваться в общественных местах: образовательных учреждениях, зонах отдыха, торговых центрах, вокзалах, ресторанах и гостиницах. Увеличение числа таких мест в Мурманске зависит от желания владельцев и властей предоставлять посетителям возможность использовать Всемирную сеть.