Минус 500 человек с начала года - это же целый батальон. Численность жителей Мурманской области продолжает сокращаться. Я не демограф, но точно знаю, что с такой же проблемой сталкиваются и другие регионы. Москва и Санкт- Петербург - как пылесосы сосут из провинции человеческие ресурсы. И дело тут не в климате, и не в наличии учебных заведений, точнее не только в них.
Наш регион по темпам миграционной убыли даже в ТОП-5 не попадает. На первом месте, по понятным причинам, Белгородская область, следом Приморский край, Иркутская, Омская и Саратовская области. В Саратове-то чем не живется? Красивый купеческий город на берегу Волги, родина Олега Табакова и Романа Абрамовича. Здесь учился и начинал свою политическую карьеру Вячеслав Володин. Спикер Госдумы и сейчас покровительствует региону. И мосты через Волгу строятся, и новостройки растут, вот только молодежь все равно уезжает в поисках лучшей доли и высоких зарплат в Москву. Чистенько, но бедненько.
Так что мы в этом плане не какие-то исключительные, и проблема оттока людей с Севера не выглядит первоочередной. Разве что протяженность границы с НАТО налагает определенные обязательства на власть - территории должны быть населены.
В помощь «арктический гектар» и программа «Дом в Арктике». Ничто так не привязывает людей к родине как собственный клочок земли и банковский кредит. В теории.
Я попыталась расспросить бывшего мурманского журналиста и игрока «Что? Где? Когда?» Алексея Бакуменко, чем Ярославль, куда он перебрался с детьми и женой, лучше Мурманска. Всем, кроме дорог, - признался знаток. Его подкаст так и называется «Место силы. Золотое кольцо» - послушайте.
В моем окружении за последний год уехало очень много людей - Сибирь, Москва, Калининград, Дальний Восток - чиновники средней руки, менеджеры предприятий и т.д. В половине случаев, причиной отъезда стала работа. Люди с определенным статусом и достатком, выпав из обоймы, не видели для себя возможности продолжать карьеру в Заполярье. Когда в регионе в очередной раз сменилась власть, здешнее «поместное дворянство» потянулось на юг, увлекая за собой целую прослойку зажиточных горожан. Я уже не говорю о депутатах мурманского Горсовета, как выяснилось, их любовь к родному краю сильно переоценена. Сейчас их перетряхнули - побежали, до этого большой исход был из областного правительства. Скажите, свято место пусто не бывает и скамейка запасных длинная? Только и подрастающее поколение смотрит на сторону.
«Мне очень нравится то, что делает губернатор», - признался мне вчерашний выпускник мурманской опорного университета. Гранты, активности - раньше все было скучно и уныло. Вот только оставаться в родных пенатах и он не хочет: заработает стаж три года и уедет куда-нибудь. Парадоксально, но факт.
Кто в таком случае приезжает на Север? Мигранты, жены военнослужащих, молодые доктора по контракту, в меньшей степени, приглашенные крупными компаниями и властью, специалисты. Только говорить об их укоренённости не приходится, да мы и сами сидим на чемоданах.
Самолет в северную столицу всегда забит до отказа. Одни едут за культурно программой, другие на встречу с семьями, которые уже обосновались в Ленобласти и Санкт-Петербурге, третьи - присматривают жилье. Квартиры на вторичном рынке в Мурманске давно не могут конкурировать с питерскими новостройками. Застройщики предлагают их уже меблированными с ремонтом, под меньший банковский процент. Спрашиваю у здешних риэлторов: приходят ли к ним покупатели с сертификатами участников СВО? В прошлом году был всплеск, а сейчас затишье, видимо выбирают квартиры в центральной России и на юге. Не удивлюсь если и в сторону Саратова поглядывают.
Еще раз повторю, что отток населения не является уникальным явлением. Темпы его в Мурманской области не снижаются и полагать, что завтра нас будет миллион - наивно. Может быть, настала пора подумать над тем, как жить, если нас останется 500 тысяч человек.