Перед Днем Победы мы перелистали изданную в 2019 году книгу «Мурманск в огне». Как жил, сражался и горел город-герой - в фотографиях, документах и воспоминаниях.
«Почти сразу начались авианалёты. 24 июня 1941 года свой первый самолёт в мурманском небе сбил 26-летний лётчик Борис Сафонов, ставший впоследствии дважды Героем Советского Союза».
«На Полярном фронте немцы в основном применяли контейнеры АВ-500, в которых помещалось 184 «зажигалки» «В1», начиненные термитом и воском. Термит представлял собой смесь порошкообразного алюминия с окисями металлов, чаще всего железа.Он воспламенялся при помощи запала, установленного в носовой части корпуса бомбы... При горении термита развивалась температура до 3000 градусов по Цельсию. При этом тушить его можно было только песком и подобными минералами, а не водой, поскольку при такой температуре вода разлагается на водород и кислород, образуя опасный гремучий газ».
«Но и на этом немцы не остановились и придумали еще один смертельный сюрприз для тех, кто пытался тушить термитную «зажигалку». С июля наряду с обычными зажигательными бомбами они стали применять бомбы двойного действия, после начала горения через 25-40 секунд «зажигалки» взрывались и осколки могли ранить или убить близко стоящего человека».
Из дневника первого секретаря Мурманского областного комитета ВКП(б) М.И. Старостина:
«Бомбы легли от военного городка, цирка и на юг по Жилстрою. Начались огромные пожары. Сейчас же выехал на автомашине в город - сплошное море черного дыма, горит сразу более чем в 30 местах, ветер направлением на юг. Горят мебельная фабрика, военный городок, цирк, склады. Из-за пожаров и погоды - сильная жара. Поехал на Жилстрой. С горы вид на город - сплошное море огня. Деревянные дома горят, как свечки. Дым от пожаров поднялся над городом на несколько километров».
В тот же день немецкий воздушный разведчик зафиксировал над Мурманском клубы дыма на высоте 1500 метров.
«Из оперативной сводки штаба МПВО за 14.06.1942. Проспект Ленина дома № № 35,36,37, 38 - 3 ФАБ -250, 2 ФАБ - 500. Две воронки на панели. Одна большая воронка на дороге. Частично разрушены дома №34 и 36. Возле дома №35 перебит кабель (подземный) телефонной станции. Из под завала щели извлечены 17 человек убитых и 7 тяжелораненых. Воронки засыпаны, телефонный кабель восстановлен».
Всего за сутки в этот день в результате двух авианалетов пострадали 57 человек, 33 погибли. Было сброшено 103 фугасные бомбы весом от 50 до 500 кг, до 2000 зажигательных бомб, из них 1500 не загорелись.
Из дневника юного жителя Мурманска Володи Локтева (1925-1945):
«18 июня 1942 г. Тревога 10 час. 45 мин. Тревога 11 час. 40 мин. Да, в этот раз враг много натворил, дым огромными столбами поднимался к небу. Шло шесть вражеских самолетов. Последняя тревога была в 18 часов 48 минут. Да, в этот раз он набросал фугасок и у нас на Жилстрое. Разбомбило и наш дом. Бомба попала на кухню в плиту. в которой она и взорвалась. Первую комнату, нашу, завалило, во второй вырвало стену и порядком завалило. От кухни и от тёти Зининой комнаты ничего не осталось, нижние же комнаты завалило все. Я стоял на крыльце и еще со мной стояли некоторые и все остались целы и невредимы».
Из воспоминаний Михаила Назаровича Жарникова:
«Я никогда не забуду самый тяжелый и страшный день 18 июня. День был теплый и солнечный, и люди все на работу ушли почти в одних рубашках и платьях. И вот с утра налетели немецкие самолеты и стали сбрасывать зажигательные и фугасные бомбы. Зажигательные - даже кассетами. Не долетая до земли, эти чемоданы разваливались, и из них сыпались и разлетались зажигательные бомбы на крыши домов по всему району, начиная от Дома культуры им. Кирова, до «восьмерки», по улицам Профсоюзов, Софьи Перовской, проспекту Ленина, Карла Маркса, Коминтерна, Челюскинцев и Туристов. Все дома горели как щепки, и к вечеру весь район погорел, остались лишь одни обгорелые трубы и пепел от тех домов».
В 2015 году 18 июня было объявлено Днем стойкости и мужества мурманчан в годы Великой Отечественной войны.
Книга «Мурманск в огне» доступна к прочтению в электронной библиотеке.