Ока - это приток Волги. Об этом знает любой российский школьник. Ну, по крайней мере, должен знать. Тогда причем здесь знак вопроса? Поставить вопросительный знак в конце безусловного утверждения меня заставили последние события, происходящие в отечественном автопроме.
Я часто беседую с бывшим мэром Мурманска, его почетным гражданином Владимиром Ильичом Горячкиным. Не один раз он упоминал в них имя Вали Мантурова, с которым они познакомились еще в середине 60-х годов прошлого века. Владимир Ильич тогда только перешел на комсомольскую работу в Кировске, а Валентин Иванович, хотя и был годом младше, уже был первым секретарем Мурманского горкома ВЛКСМ. Валентин Мантуров сделал хорошую карьеру. После комсомольской работы был на советской, потом на дипломатической. Трудился в Индии, Шри-Ланке и США. Правильный советский мужик. Про таких говорят: «Папа у него хороший. Про паровоз поет».
Постойте, при чем здесь папа? Чей папа? В том-то и вопрос - чей? Это раньше, про Валентина Мантурова писали, как о видном советском и дипломатическом работнике. А сегодня его больше знают, как отца министра промышленности и торговли России Дениса Валентиновича Мантурова. Так что Денис Валентинович ответственный работник уже во втором поколении со всеми вытекающими. «Всё вытекающее» - это интервью, которое министр дал корреспондентам РИА «Новости» в преддверии Санкт-Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2023), который сейчас проходит в Северной столице.
В этом интервью Мантуров-младший заявил, что «российская промышленность демонстрирует бодрый настрой в преддверии ПМЭФ-2023, со времен прошлого форума экономика смогла адаптироваться к вызовам, тем не менее, приходится держать руку на пульсе и своевременно реагировать на новые». Полностью ознакомиться с мыслями министра можно на официальном сайте РИА «Новости», меня же заинтересовала та его часть, в которой речь шла о возрождении российского автопрома.
Вот маленький фрагмент интервью:
Вопрос: «Наметилась тенденция по возрождению автобрендов: "Ока" имеет право на существование?».
Ответ: «Мы будем всячески поддерживать тех коллег из автопрома, кто выйдет с такими предложениями, готовы такой вопрос рассмотреть оперативно. Потому что, первая ласточка - это «Москвич» в дополнение к «Лада», за ним будет «Волга», надеюсь, уже в следующем году».
Итак, «Москвич» - это первая ласточка! Надо сказать, что «первая ласточка» своей назойливой рекламой на федеральных телеканалах уже успела набить оскомину у телезрителей. Не буду касаться вопросов цены, а также самого понятия «народный автомобиль». Я о возрождении отечественного автопрома. Новоиспечённый «Москвич» 3, выпуском которого займётся бывший завод «Renault Россия», представляет собой клон китайского кроссовера JAC JS4. Отечественный в нем только шильдик. Если это называется «возрождение отечественного автопрома», то господина Мантурова кто-то обманул. Это называется совсем по-другому.
Пойдем дальше. Из фразы министра понятно, что вслед за первой ласточкой - «Москвичом» - уже в следующем году должна вылететь и ласточка номер два - «Волга». Может быть, у министра память короткая? Или раньше он отвечал за совсем другие вещи? Ведь попытка возрождения «Волги» была предпринята еще в 2008 году. И продолжалась два года. Но за это время было выпущено лишь несколько небольших партий. Называлось это чудо техники «Volga Siber», или в русской транскрипции «Волга Сайбер». Называлась-то «Волга», а по сути, была клоном выходящей в тираж копией американского автомобиля «Chrysler Sebring», в русской транскрипции «Крайслер Себринг». Да, при этом оба двигателя, которыми снабжалась «новая «Волга», тоже были «крайслеровскими». Проект намертво заглох через два года. За это время в общей сложности завод ГАЗ выпустил, по данным «АСМ-Холдинг», 8933 автомобиля «Волга Сайбер». Почему продержались целых два года? Да очень просто. Никак не могли решить рентабельно или нерентабельно выпускать этот российско-американский гибрид, как и не могли решить будет ли этот автомобиль пользоваться спросом в России. Получилось в итоге, что нерентабельно и не будет. Симптоматично, что именно в 2010 году и сам «Крайслер» перестал выпускать совсем уж устаревшую модель «Крайслер Себринг».
Теперь в Москве начат выпуск «Москвичей», являющихся по сути китайскими. Может быть, пора и географию пересмотреть? И признать, что река Москва теперь является притоком Янцзы или Хуанхэ? А Волга в 2008-2010 побывала притоком реки Крайслер? А что? Чем черт не шутит? Вдруг в Соединенных Штатах есть такая река?
Хорошо еще, что Денис Валентинович не вспомнил в интервью короткую, но позорную эпопею с выпуском «народного» Ё-мобиля. Помните такой? Владимир Вольфович Жириновский грезил о покупке Ё-мобиля, который сойдет с конвейера первым. Комментарии излишни.
Моя коллега с «Большого радио» тоже ознакомилась с интервью министра-земляка и вроде бы даже пожалела его, сказав: «Ну а что он должен был говорить в интервью?». А я, совершенно не разделяющий непонятно откуда взявшийся оптимизм министра, с радостью подумал: «Как хорошо, что я не министр». А вдогонку и о том, чьими клонами могут оказаться возрожденные «отечественные» «Волга» и «Ока».