В Министерстве просвещения Российской Федерации утвердили время на выполнение домашней работы для школьников. Как отмечается в принятом Минпросвещения документе, сотрудники образовательных учреждений сами обязаны контролировать объем домашней работы по всем предметам. Также в ведомстве рекомендовали учителям рассказывать детям о домашнем задании к следующему уроку прямо в классе. При этом преподавателю необходимо дублировать эту информацию в электронном журнале, делать это надо до конца учебного дня.
В общем и в целом министерская «разблюдовка» выглядит следующим образом. Согласно приказу ведомства, суммарный объём домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать определённой продолжительности: 1 час — для первого класса; 1,5 часа — для второго и третьего классов; 2 часа — для четвёртого класса. Кроме того, для учеников 5-го класса установлено время выполнения домашнего задания — 2 часа, для 6–8-х классов — 2,5 часа, для 9–11-х классов — 3,5 часа.
Но это еще не все. Домашнее задание получили и учителя, поскольку именно им предстоит контролировать объем домашней работы по всем предметам. Я, конечно, не учитель, хотя в моём дипломе о высшем образовании черным по белому написано: учитель истории, обществоведения и английского языка, но я ума не приложу, как учителя будут контролировать этот самый объем. Ведь в каждом классе ученики собраны разные. И по способностям, и по усидчивости, и по вниманию. А ведь прописанная в приказе ведомства цифирь явно усредненная. Как обычно всех причесали под одну гребенку. Любит чиновник это дело. Его хлебом не корми, а дай всех привести к общему знаменателю. А дальше что? А это уже и не важно. Чиновника это не интересует. Он уже погрузился в производство других, не менее важных для российского среднего образования приказов и распоряжений.
Хотя, если разобраться, то так учителям и надо. Вот прочитал недавно, что средняя (опять СРЕДНЯЯ!!!) заработная плата учителя в нашей области сто пятнадцать (115) тысяч рублей. Вот им и дополнительная нагрузочка, чтобы служба медом не казалась. А то жируют и ни черта не делают! Правда, есть нюансы. У меня, как у выпускника педагогического института, есть много знакомых, которые работают в школе. Некоторые по сорок с лишним лет. Никто из них не получает эту самую среднюю зарплату. У всех она меньше. У некоторых значительно. Может быть, доложив наверх о средней зарплате учителя, самих учителей об этом не проинформировали? Ни о размере зарплаты, ни о том, что наверх об этом уже доложили? Но ведь это уже такая мелочь. Особенно на фоне невиданных доселе достижений.
Теперь к установленным нормативам. Если об этом приказ министерства, то означает ли это, если, например, ученик пятого класса не сумел за нормативные два часа выполнить домашнее задание, то может с легким сердцем его и не доделывать? А если его вызовут на уроке, то он свое незнание оправдает приказом министерства? Скажет: «Простите ребята. В норматив не уложился, а приказа министерства ослушаться не решился».
Это, вроде как, шутка. Теперь всерьёз. Учащиеся 9-11-х классов должны тратить на домашнее задание три с половиной часа. Каждый день. Плюс шесть-семь уроков. И тоже каждый день. Итого мы имеем десятичасовой рабочий день. И это в стране, где официально установлен восьмичасовой рабочий день. И это для взрослых, а вовсе не для подростков.
Вот и получается, что вертикаль власти работает отлично, как тщательно отлаженный механизм. Только вот каждый этаж этой вертикали сам по себе. Варится в собственном соку, и его совершенно не интересует и не волнует, как и над чем работают этажом выше, или этажом ниже. Лично у меня нет ни малейшей надежды, что эти ребята когда-нибудь синхронизируют свою работу. А зачем? Им и так хорошо.
Вот так и живем, как в том анекдоте, тогда мужик, проснувшийся с похмелья от сигналов точного времени по радио, услышал, что в Москве пятнадцать часов, а в Петропавловске-Камчатском полночь. Мужик покачал головой и смог сказать только одно слово: «Бардак».