10.08.11
 

Мурманск вдохнул жизнь в «Приразломную»

Мурманск вдохнул жизнь в «Приразломную»

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная» на восемь месяцев стала украшением северной части города Мурманска и символом возможностей нашего города-героя в освоении богатств Арктики. К 19-му причалу 35 СРЗ «Приразломную» поставили 27 ноября 2010 года, куда её привели буксиры из Северодвинска, где она строилась на «Севмашпредприятии» по заказу ОАО «Газпром» для дочерней компании ООО «Газпром нефть шельф».
12 августа уникальная для России МЛСП возьмёт курс в Печорское море, где, встав на грунт, начнёт добывать нефть Приразломного месторождения.
Таких платформ у нас ещё не строили

Гигантское сооружение длиной 139, шириной 144 метра, по уровню днища кессона - 126 на 126 метров, высотой 146 метров, массой 117 тысяч тонн (без балласта), а с полным балластом - 506 тысяч тонн, с огромным количеством помещений, километрами коридоров, сотнями километров кабелей и трубопроводов, несчетным числом узлов и механизмов, танками для добытой нефти объёмом 108814 куб. метров, возможностью пробурить 40 скважин (19 добывающих, 16 нагнетательных, 1 поглощающая и 4 резервные), - вот что такое МЛСП «Приразломная». В её проектировании принимали участие Kellog Brown&Root, ЗАО «Морнефтегазпроект», ЦКБ МТ «Рубин», ЦКБ «Коралл», «Роснефть-Термнефть», а ФГУП «ПО «Севмаш» выступил генеральным подрядчиком.
А недавно «Приразломная» была похожа на муравейник. Сотни специалистов «Севмашпредприятия» и 35 СРЗ, предприятий поставщиков оборудования выполняли последние работы по её вводу в строй, занимаясь прокладкой кабельного хозяйства, благоустройством жилого модуля, корпусными, электротехническими, трубопроводными и пусконаладочными работами.
В июле были завершены работы по закачке в «Приразломную» 54 тысяч кубометров бетона, это около 128 тысяч тонн, после чего осадка платформы составила 16,5 метра. Уже на месте постановки на грунт, где глубина моря составит 19,2 метра, в неё закачают морскую воду, чтобы увеличить осадку.
Вот этот 19,2-метровый слой воды и мощные ледовые поля, покрывающие поверхность Печорского моря большую часть года, вынудили создавать такое колоссальное сооружение, как МЛСП «Приразломная», не позволив воспользоваться опытом американцев и канадцев, которые в море Боффорта добывают нефть с насыпных островов, при глубинах моря до 8 метров.
Американская компания «Эксон Мобил Апстрим Рисерч Компании» накопила огромный опыт ведения разведки и разработки ресурсов нефти и газа в акваториях с ледовым покровом, начав в 1966 году проводить бурение с искусственных островов на арктическом мелководье.
Именно эта компания спроектировала и построила первую устойчивую к воздействию айсбергов платформу на гравитационном основании на Большой Ньюфаундлендской банке. За последние четыре десятилетия в арктических водах США и Канады к северу от Берингова пролива было пробурено более 200 скважин. Из них 5 - в Чукотском море, 90 - в Канадском секторе моря Бофорта и в дельте реки Макензи, около 70 - в Американском секторе моря Бофорта и около 40 - в проливах между островами Канадского архипелага.
Из 200 скважин лишь 55 были пробурены с плавучих оснований. 75 скважин пробурены с гравийных островов, 27 - с использованием кессонных сооружений и 8 - с ледяных платформ.
Пятая часть скважин пробурена компанией «Эксон Мобил». В 1973 году развертывание работ в Канадском секторе моря Бофорта началось с сооружения искусственного острова Иммерк-38. Всего же компания построила из гравия и песка в море Бофорта 25 насыпных островов.
В 1978-1979 годах «Эксон Мобил» провела эксперимент по строительству ледяного острова путём набрызга. Остров возвышался над уровнем воды на 13 метров. Всего было построено 8 ледовых островов для бурения скважин.
К сожалению, этот опыт оказался для России в данном конкретном случае неприемлем. Большие глубины, сложная ледовая обстановка исключили использование канадско-американского опыта. Да и ледовые острова служили основанием лишь для разведочного бурения, в нашем же случае речь идёт об эксплуатации платформы минимум в течение 25 лет. К тому же, нет худа без добра. Отечественные конструкторы, инженеры, судостроители получили уникальный и бесценный опыт сооружения платформы, аналогов которой в мире нет. В строительстве платформы было задействовано более 30 подрядных организаций, около 100 предприятий, несколько десятков институтов и конструкторских бюро, поставщики оборудования из США, стран Западной Европы и Азии. В процессе строительства «Приразломной» отечественные предприятия наработали опыт, переняли современные технологии иностранных партнёров.
Ещё на этапе проектирования возникли вопросы не только где и как изготовить платформу, но и как её доставить к месту установки на грунт.
Всего в проектировании и сооружении «Приразломной» приняло участие около 5000 человек. Заказ «Газпрома» позволил загрузить центр подводного атомного судостроения работой в сложнейший период, сохранить кадровый потенциал предприятия, начать процесс перепрофилирования части производственных мощностей на выпуск необходимого нефтегазового оборудования.
В процессе сооружения «Приразломной» были отработаны новейшие технологии подводной сварки четырёх модулей кессона, погрузочно-разгрузочных операций по перемещению крупных объектов, хорошую школу прошли конструкторы, освоено 3-Д проектирование. Верхнее строение, доставшееся от буровой платформы «Хаттон» было переделано практически заново.
На платформе смонтированы 3 газотурбогенератора по 27 мегаватт каждый и 4 котла по 30 мегаватт для подогрева нефти в кессоне до 40 градусов. Ведь не стоит забывать, что МЛСП «Приразломная» будет работать в районе, где температура воздуха опускается до минус 46 градусов.
Отдельным модулем сформирован жилой блок на 200 человек, который отделён взрывопожаробезопасной стеной от производственных помещений.
Буровой комплекс, созданный американской компанией «NOV» и буровая вышка от компании «INDRILL» позволят пробурить 40 скважин с вертикальными, наклонными и горизонтальными стволами.
На МЛСП «Приразломная» будут использованы два уникальных комплекса отгрузки нефти, получившие название «КУПОН» - комплекс устройств прямой отгрузки нефти, изготовленный компанией «Aker», которые позволят с производительностью 10000 куб. метров в час каждой установке обеспечивать перегрузку нефти на танкер с той стороны, которая защищена от ветра и течений. По трубопроводу диаметром 500 мм и длиной 80 метров нефть будет поступать на танкер. 70 тысяч тонн будут переданы на судно всего за 8-9 часов.
Нельзя не отметить, что платформа спроектирована с учетом обеспечения нулевых сбросов, но тем не менее на МЛСП будет размещено современнейшее оборудование по ликвидации разливов нефти.
На этой платформе впервые будет использована технология «мокрого хранения нефти». Суть его в том, что балластные ёмкости кессона одновременно являются и танками для хранения нефти. Закачиваемая в танки добытая нефть будет вытеснять воду, которую станут закачивать через нагнетательные скважины для обеспечения внутрипластового давления.
Два часа, как одно мгновение
Столько времени довелось пробыть внутри МЛСП «Приразломная» нашему корреспонденту. После инструктажа по технике безопасности, надев на голову каску, вместе с сопровождающим он лично обследовал только небольшую часть огромного сооружения. Ну, что может испытывать человек, рядом с этим колоссом, который в 5 миллионов раз тяжелее его. Это то же самое, что стокилограммовый человек рядом с букашкой, которая весит 0,02 грамма. Ничтожно малая величина. Но именно эти «малые величины» в лице рабочих, техников, инженеров сделали большое дело для страны, создав уникальную буровую платформу, способную работать при низких температурах, при напоре мощных ледовых полей.
Находясь рядом с этим гигантом, проникаешься пониманием не только сложности создания такого совершенного добычного комплекса, но и осознаешь важность этого события для России: наши судостроители создали по заказу «Газпрома» долгожданную установку, с помощью которой компания ООО «Газпром нефть шельф» начнет освоение богатств арктического шельфа.
Напомним, в процессе строительства «Приразломной» ОАО ПО «Севмаш» посетили в 2008 году председатель правительства России Владимир Путин и в 2009 году президент России Дмитрий Медведев, которые интересовались ходом работ по сооружению МЛСП.
В Мурманске 2500 специалистов почти восемь месяцев занимались доводкой оборудования до кондиции, готовя его к сдаче заказчику. Завтра должна начаться операция по буксировке МЛСП «Приразломная» в Печорское море на место установки её на грунт. Наверное, именно поэтому генеральный директор ООО «Газпром добыча шельф» и ООО «Газпром нефть шельф» Александр Мандель постоянно прилетал в Мурманск, чтобы лично контролировать ход, темпы и качество выполнения работ.
Честно говоря, тем, кто занимался делом, настраивая механизмы и шкафы с аппаратурой, прокладывал кабели и монтировал трубы, было не до нашего корреспондента, чтобы рассказывать о предназначении того или иного оборудования. Да и не специалисту сложно было бы разобраться в этом скоплении сложнейшей техники, которая будет управляться из центрального поста автоматизированного управления производством.
На платформе предусмотрено всё для работы, отдыха, питания и... спасения. На специальной палубе установлены четыре спасательных катера, в каждом из которых может разместиться по 60 человек.
В трёхъярусном жилом модуле имеются 1 и 2-местные каюты, офисные помещения, комнаты отдыха, кинозалы для курящих и некурящих членов экипажа. Всё предусмотрено и для организации питания, и для медобслуживания. Часть помещений буровой платформы уже готова к сдаче заказчику и закрыта на замки, дожидаясь многоуважаемых членов приёмной комиссии.
С вертолётной площадки, расположенной на высоте нескольких десятков метров над поверхностью воды, сфотографировал буровую вышку и «КУПОН». Как сказал сопровождавший специалист, на эту площадку уже совершал пробную посадку вертолёт. Ведь именно с помощью этого транспортного средства в зимних условиях будет осуществляться смена экипажа буровой платформы, который будет доставляться с перевалочной базы на Варандее.
В ближайшее время предстоит создать специализированную морскую транспортную систему вывоза нефти, которая будет включать 3-4 челночных танкера, плавучее нефтехранилище, от 1 до 4 линейных танкеров. Для снабжения платформы потребуются 2 ледокола-снабженца. Частично эта задача уже решена. Танкеры-семидесятитысячники «Кирилл Лавров» и «Михаил Ульянов», предназначенные для транспортировки нефти с месторождения ПриразломноеЮ, уже построены, как и два многофункциональных ледокольных судна снабжения «Владислав Стрижов» и «Юрий Топчев».
Береговая инфраструктура будет представлена базой снабжения и базой производственного обслуживания.
И здесь имеются серьёзные наработки. Основой базы снабжения и производственного обслуживания буровых работ на шельфе станет уже созданная мурманским филиалом ООО «Газфлот» береговая база снабжения на территории Мурманской судоверфи. Отсюда на «Приразломную» будет поступать буровое оборудование, буровые растворы, цемент, химреагенты, трубы, бетонные и металлические конструкции, топливо и вода, которые уже накапливаются на территории базы.
На берегу Печорского моря, на Варандее появится перевалочная база с общежитием на 180 мест, медпунктом, столовой, электростанцией, котельной, вертолётодромом, береговой системой ликвидации розливов нефти.
Мурмачанам жалко будет расставаться с МЛСП «Приразломная», которая стала неотъемлемой частью пейзажа Кольского залива, но в деле освоения богатств Арктики сделан очередной серьёзный шаг, а нам остаётся надеяться на то, что скоро развернутся серьёзные работы по проекту освоения Штокмановского месторождения  и Мурманского транспортного узла.

Поделиться:

НОВОСТИ МУРМАНСКА И
МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

19:15Печенга замерзает: «Ходим в трех кофтах, спим под двумя одеялами»

18:05В Мурманске ремонт кровли из-за неблагоприятных погодных условий перенесли на март

17:20Более 200 мурманчан посетили выставку пленэров в Детской художественной школе

17:10Мурманчане жалуются губернатору на состояние лестниц

16:40Остров в Верхне-Туломском водохранилище официально назовут Партизанским

15:46Ледовый дворец приглашает на массовые катания с 25 ноября по 1 декабря

15:35«Первая высшая награда»: юные танцоры из Мурманска завоевали золото на III Арктических Дельфийских играх

14:50Сбер: в Мурманской области спрос на вклады вырос на 25%

14:35Татьяна Кусайко: Военнослужащим с детьми-инвалидами дадут жилье вне очереди

14:25Студенты РАНХиГС познакомились с успешным опытом ФосАгро в реализации социальных программ

14:24«Мегафон» восстановил голосовую связь в Мурманской области

14:15Грузопоток ММТП снизился на 17% в сравнении с прошлым годом

14:07В Норвегии найдено тело матроса с Мурманского судна «Полярный исследователь»

13:49В Мурманске обрушилась сеть «МегаФон»: абоненты остались без связи

13:14Берегите голову: снег и сосульки падают с крыш в Североморске и Кандалакше

05:28Корни гортензии от мороза защитит натуральное удобрение — просто осыпьте им кусты

05:06Отводим ребёнка в садик без слёз: плохо или хорошо

04:56Будущий год будет наполнен романтикой — период любви для 4 знаков Зодиака: волнующие встречи и глубокие переживания

Все новости