На прошлой неделе в Министерстве промышленности и торговли РФ прошло совещание на тему перспектив строительства промысловых судов на отечественных верфях. В роли председателя выступил заместитель министра этого ведомства Алексей Львович Рахманов. От Минпромторга также присутствовали представители департамента судостроения, а также - руководитель Центра технического судостроения. Рыбацкое сообщество представляли председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев, председатель правления Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко и председатель Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
ИА «Nord-news» обратилось к представителю Северного бассейна Владимиру Григорьеву с предложением прокомментировать происходящее в области промыслового судостроения на федеральном уровне.
- Скажите, Владимир Юрьевич, проблема обновления траулеров для Дальнего Востока настолько же актуальна, как и для Северо-Запада России?
- Конечно, ведь в советские времена судостроительная база для всех рыбаков была одна, и строили для отрасли суда по госзаказу в Польше, ГДР, Украине. Сегодня перед Минпромторгом поставлена задача - освоить строительство рыбодобывающих мощностей на территории России. Речь идет не о точечном обновлении промыслового флота, а о развитии отрасли в целом.
- Это была первая встреча в таком формате?
- Первая. Это реакция на письмо рыбацкого сообщества президенту России, которое было направлено в прошлом году от имени всех ассоциаций и союзов. Мы высказали свою точку зрения по поводу развития отечественного промыслового судостроения, квот «под киль» и т.д., внесли свои предложения. Я считаю, что встреча в Минпромторге оказалась полезна как для рыбопромышленников, так и для сотрудников министерства, поскольку до этого они общались только с руководителями Росрыболовства и Минсельхоза. Ясности в понимании наших проблем у федеральных чиновников не было, а сейчас, пообщавшись с рыбаками, у них на многое открылись глаза.
- А с представителями Объединенной судостроительной корпорации они общались?
- Да, у департамента судостроения Минпромторга налажена связь с руководителями всех верфей. Специалисты - в курсе всего происходящего. На самом деле судостроительные заводы загружены военными и гражданскими заказами, как правило, - государственными, в рамках развития российского флота до 2020 года. Поэтому сейчас планируется строительство новых верфей под гражданское, в том числе - промысловое, судостроение.
- Где именно?
- На заводе военно-морского флота «Звезда», что на Дальнем Востоке, будет построен или выделен отдельный стапель. Работа в этом направлении ведется серьезная. Много верфей нам не надо, двух будет вполне достаточно. Одну - на Дальнем Востоке, другую - на Северо-Западе. Ситуация с рыбопромысловым флотом сейчас не критичная, квоты выбираются. Постепенно строя суда, флот мы обновим.
- На Северо-Западе какая будет выбрана верфь?
- Выбор пока не сделан, но где-то на Балтике - в Ленинградской или Калининградской области. Большую активность в этом отношении проявляет завод «Пелла», расположенный в Отрадном Ленобласти. Судостроители готовы ставить отдельный стапель под рыболовные суда.
- И как долго по времени будет длиться раскачка в этом направлении?
- Думаю, что все произойдет быстро.
- А дополнительные специалисты для осуществления рыбацких проектов у судостроительных заводов есть? Если у них, как вы говорите, и так заказов - под завязку?
- Рыбаки уже года четыре предпринимают попытки размещения заказов на отечественных верфях. Георгий Мартынов с Приморья привёз на совещание в Минпромторг проекты новых судов, подготовленные по заказу рыбаков-дальневосточников. Они объездили с этой документацией все верфи, так же впрочем, как и рыбаки-северяне, которые тоже занимались этим вопросом. К сожалению, ситуация с кадрами, а точнее - с их нехваткой, везде одинаковая. Но мы же говорим пока о развитии, значит, будет время на подготовку.
- Эта «долгоиграющая» ситуация рыбакам удобна в свете того, что суда вы все-таки предпочитаете строить за рубежом?
- Дело же не в этом. В условиях рынка мы строим там, где для этого созданы наиболее приемлемые условия. Чем комфортнее условия, тем больше заказов у той или иной верфи. К примеру, сейчас в Хорватии созданы хорошие условия, и Мурманский тралфлот разместил заказ там. Корпус фактически уже достроен. Если последует нормальное предложение, будем строить в России. На самом деле российские рыбаки - патриоты, нам это ближе. Об этом мы говорили в Минпромторге. А строить хорошо наши верфи могут, и деньги на это имеются. Как нам сообщили, выделяются приличные средства конструкторским бюро на разработку проектов новых судов.
- Какие конструкторские бюро занимаются промысловыми проектами?
- Разработки проектов траулеров - одно из самых слабых мест в развитии судостроения, скажем так. У рыбаков в Петербурге есть КБ «Восток», Гипрорыбфлот. Но сам проект - это же не просто нарисованная картинка кораблика. Должна быть привязка к заводам-изготовителям двигателей, промвооружения, гидравлики, электрики и т.д. Если мы берем конкретный проект, то там должен быть прописан, к примеру, не какой-то абстрактный двигатель, а договоренность на его поставку в определенную дату с заводом-изготовителем. В противном случае мы траулеры будем строить десятилетиями.
- Так какие-то базовые проекты уже есть? Наверное, стоят они недешево? И речь все-таки будет вестись о серийном производстве или единичных заказах отдельных рыбопромышленников?
- Проекты имеются, но не будем скрывать - наиболее интересные делают иностранцы. Принцип действия такой: компания-проектант, которых сегодня на рынке предостаточно, по своей инициативе разрабатывает проект и предлагает его приобрести. Есть проекты малотоннажых, среднетоннажных и крупнотоннажных судов. Судовладелец выбирает тот тип судна, который ему необходим в соответствии со стратегией развития его компании и объема имеющейся квоты. Когда все рыболовецкие предприятия были у нас государственные, в масштабах страны было видно, какой необходим флот. В соответствии с этим видением подавался заказ на серийное строительство траулеров. Сегодня, как я уже сказал, каждый судовладелец сам выбирает для себя проект, исходя из ресурсного обеспечения.
- Как председатель правления СРпС вы, наверное, в курсе потребностей своих коллег по Северному бассейну в новых судах? О скольких единицах флота идет речь, и о каких типах траулеров?
- На Севере есть прибрежное рыболовство, где работает маломерный или среднетоннажный флот. Имеется океаническое рыболовство, при котором ведется промысел донных видов рыбы - преимущественно трески и пикши. Здесь задействован только среднетоннажный флот. И крупнотоннажные суда нужны тем, кто ведет промысел пелагических видов рыбы - мойвы, сельди, путассу, скумбрии. За последними объектами нужно идти в дальние районы промысла. Вот три типа судов, а ярусники это будут или тральщики - право выбора каждого судовладельца. Выбрать проект и построить судно, или же делать серию - это не проблема. Важно задать концепцию.
- То есть, строить готовы, есть и возможность, желание, и потребность?
- Да, строительство ведется, не дожидаясь концептуального решения этого вопроса на федеральном уровне. Многие переживают критический момент на секонд-хенде, покупая 20-30-летние суда иностранного производства у тех же норвежцев. Не от хорошей жизни занимались этим в свое время. На покупку хорошего, нового среднетоннажного судна требуется не менее 30 млн евро. Деньги серьезные, за год-два вложения не окупятся, потребуется порядка 8-10 лет.
- А проекты сколько стоят?
- Цена разная, но в сравнении со стоимостью судна стоимость проекта несопоставима. Но как заверили специалисты Минпромторга, проекты покупать тем, кто решит строить дома, не придётся. Государство готов финансировать разработку проектов. Главная задача - организовать строительство. Задача рыбаков - делать заказы, а дело верфей - создать хорошие условия для их размещения, с соответствующим качеством выполненных работ, сроками и т.д.
- Встреча в Минпромторге завершилась чем?
- Основной вопрос, который нас беспокоил, это квоты «под киль». Замминистра Алексей Рахманов вообще предложил убрать эту фразу из лексикона, если она так раздражает рыбаков. А строить мы все равно должны в России, этот вопрос уже не обсуждается. Мы, пообщавшись с рыбаками, подтвердили, что готовы это делать. Может быть не все и не сразу, но ответственные судовладельцы понимают необходимость владения хорошим флотом для развития экономики. И желание строить есть, и возможность. За последние 3 года преференции для рыбаков сделаны серьезные. Снижена на 15% плата за водные биоресурсы, рыбохозяйственные предприятия переведены на единый сельхозналог, благодаря чему 80% предприятий рыбной отрасли сегодня прибыльные. И мы уже в состоянии сами решать вопрос финансирования строительства судов.
- Квоты «под киль» вам не нужны - достаточно тех, что имеются?
- Да. Квоты у нас есть, дайте нам кили - говорят рыбаки сегодня.
- Когда настанет час «Х» - проявятся поступательные движения в сторону судостроения?
- 29 января замминистра Минпромторга РФ Алексей Рахманов будет докладывать вице-премьеру Аркадию Дворковичу концепцию о развитии промыслового судостроения. Если интересы всех сторон будут соблюдены, 2013 год станет отправной точкой в этом вопросе.