Мурманская область занимает важнейшее геополитическое положение на севере России. О месте региона в экономике страны, о стратегии развития Арктики и северных территорий России корреспондент ИА «ТПП-Информ» беседует с губернатором области Мариной Ковтун.
- Марина Васильевна, каждый регион нашей страны ищет свое место в экономике Российской Федерации. Каким вы видите его для Мурманской области?
- Достаточно посмотреть на географическую карту, чтобы увидеть, что Мурманск - это крайняя левая точка российского сектора Арктики. Это начало Северного морского пути, ключевой опорный пункт на стыке районов Северного Ледовитого и Атлантического океанов. У нас круглогодичный, незамерзающий порт с необходимыми глубинами. Это очевидные факты. Именно поэтому на протяжении всего двадцатого века из Мурманска начинались все экспедиции в Арктику, а на Кольском полуострове создана полноценная база для атомного ледокольного флота. Вот почему мы говорим, что Арктика начинается в Мурманске, и часто сравниваем область с ледоколом, который держит курс на Север, в Арктику.
Но сейчас происходит переосмысление возможностей региона в контексте обновления стратегии развития российского Севера. Наша задача - определить верный путь, который будет оптимальным с точки зрения интересов Российской Федерации, северных территорий нашей страны и Арктики в целом. Прежде чем идти в Арктику, надо совершить интеллектуальный, инновационный прорыв в осознании того, чего мы хотим добиться, какими средствами и какое место должен занять каждый элемент в этой структуре.
- Значит, вы делаете ставку на Арктику?
- Жизнь нашего региона многомерна и разнообразна. Мурманская область - это один из самых молодых регионов Российской Федерации. Сейчас мы отмечаем 75-летие с момента ее создания. По историческим меркам - это очень небольшой срок. Но уже сейчас четко видно, что на протяжении этих десятилетий постоянно происходила смена моделей развития, шел поиск оптимальных вариантов, соответствующих запросам времени. И на разных этапах жизнь предлагала новые возможности и расставляла свои приоритеты. Акцент делался на добычу полезных ископаемых, развитие металлургического комплекса, на подъем рыбной промышленности и укрепление обороноспособности нашей страны. Каждое из этих направлений развития остается актуальным и сейчас, но жизнь ставит новые задачи, предлагает новые вызовы, которые мы должны понять, оценить и соответствовать им.
После спада 90-х в 2000-е годы наш регион вступил в фазу длительного экономического подъема, однако темпы роста экономики были не столь значительны, как в советское время. Предприятия горнопромышленного комплекса были достаточно быстро встроены в вертикально интегрированные компании. Сейчас они включены в длинные цепочки поставок, контролируемые материнскими компаниями, и работают на так называемых стационарных рынках. Однако не только динамика и перспективы конечных рынков, таких как рынки минеральных удобрений, никеля и алюминия, но и состояние сырьевой базы кольских добывающих компаний не предполагают значительных приростов. Сейчас речь идёт прежде всего о постепенной модернизации и удержании достигнутых уровней добычи за счет ввода замещающих мощностей.
- Очевидно, что в сложившихся условиях для экономики региона необходимы новые ресурсы развития. Что конкретно имеется в виду применительно к Мурманской области?
- Без сомнения, на ближайшую перспективу предприятия горно-металлургического комплекса будут по-прежнему составлять основу экономики региона. «Кольская ГМК» - это единый комплекс по добыче сульфидных медно-никелевых руд и производству цветных металлов. «Апатит» осуществляет добычу и переработку апатит-нефелиновых руд хибинских месторождений, которые входят в состав самых крупных и богатых месторождений мира и являются базой фосфорсодержащего сырья в России. «Ковдорский ГОК» выпускает железорудный, апатитовый и бадделеитовый концентраты. «Олкон» добывает железистые кварциты, производит и реализует высококачественный железорудный концентрат. Филиал ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ» осуществляет выплавку алюминия из привозного глинозема.
Но все эти производства были созданы десятилетия назад. Основные проблемы, которые приходится решать действующим предприятиям горно-металлургического комплекса, связаны с переходом к отработке глубоких горизонтов и подземной добыче полезных ископаемых, что значительно увеличивает затраты и осложняет условия добычи.
Поэтому важнейшее значение для экономики региона будет иметь реализация инвестиционных проектов, направленных на замещение убывающей добычи природных ресурсов на существующих месторождениях, а также на выпуск новой для региона продукции.
Это проекты строительства горно-обогатительных комбинатов на базе месторождения апатит-нефелиновых руд «Олений ручей» и месторождения платиноидов «Фёдорова тундра», строительство и модернизация горнодобывающего и обогатительного производств в г. Ковдор.
Про строительство нового горно-обогатительного комбината «Олений Ручей» хотела бы сказать отдельно, поскольку это самый крупный и успешно реализующийся проект в Мурманской области, которому по праву присвоен статус приоритетного в Северо-Западном федеральном округе. Общие инвестиции - около 30 млрд рублей, будут созданы 3 тысячи рабочих мест. Мощность объекта - 1 млн тонн апатитового концентрата в год после запуска первой очереди комбината, которая произошла в июле 2012 года, и увеличение мощности обогатительной фабрики до 2 млн тонн после ввода в строй второй очереди ГОКа.
- Какое место в развитии региона будет занимать «морская» компонента?
- Основа арктической транспортной системы России - Северный морской путь. И, как я уже сказала, он начинается в Мурманске и обеспечивает экономическую интеграцию арктических территорий как с более освоенными районами страны в целом, так и со странами мира.
Использование Северного морского пути для транснациональных транзитных перевозок между странами Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона (Япония, Китай, США, Канада), его интеграция в мировую транспортную систему в качестве самостоятельного евроазиатского транспортного коридора будет означать для России укрепление положения в мировой хозяйственной системе.
Важнейший для нашего региона инвестиционный проект связан с развитием Мурманского транспортного узла. Проект направлен на повышение конкурентоспособности и дальнейшее развитие портовой инфраструктуры области. В результате в регионе будет создан действующий круглогодичный глубоководный морской хаб-центр по перевалке навалочных и сыпучих грузов, грузов в контейнерах, а также нефти и нефтепродуктов. Он будет интегрирован в международный транспортный коридор «Север - Юг». Приоритетным направлением в реализации проекта выбрано развитие западного берега Кольского залива. Там предусмотрено строительство угольного и нефтяного терминалов.
Для обеспечения работы терминалов ведется проектирование объектов федеральной собственности - прежде всего нового электрифицированного железнодорожного пути общего пользования от ст. Выходной до ст. Лавна и обустройство акватории Кольского залива. В 2013 году на строительные работы предусмотрено выделение 1 млрд рублей. Плановый срок ввода объектов - 2015 год.
Кроме того, Мурманск был и остается крупнейшим центром рыбопромысловой индустрии в России. Рыбохозяйственный комплекс действительно является для нас стратегическим. Это богатейший ресурс, который мы просто обязаны использовать.
В 2012 году наши рыбаки выловили более 570 тысяч тонн водных биологических ресурсов, что составляет более половины от общего улова Северного и Западного рыбохозяйственных бассейнов. Значительная часть наших рыбообрабатывающих фабрик сертифицирована для поставок продукции на рынок Европы. По данным миссии Европейского союза, Мурманская область отмечена как регион России, наиболее отвечающий требованиям, предъявляемым ЕС к поставщикам рыбной продукции и контролю за ее качеством.
Очень важно, что у нас появляются новые предприятия, а действующие обновляют производство. В прошлом году после глубокой модернизации начала работать рыбофабрика в Териберке - ООО «СиФудРус». В рыбном порту на базе коптильного завода открылось производство сушеной рыбной продукции по исландской технологии- ООО «Мурманск Апама».
Кроме того, Кольский полуостров является одной из самых перспективных территорий для успешного функционирования рыбоводства. В последние годы мари- и аквакультура в области переживает бурный рост. Объем выращивания товарной рыбы за последние пять лет увеличился более чем в 30 раз, в 16 раз выросла реализация готовой продукции аквакультуры.
В регион пришли два крупных инвестора - компании «Балтийский берег» и «Русское море». Очень важно, что проекты активно развиваются, компании внедряют самые передовые технологии: ставят современные фермы, системы биозащиты от птиц и тюленей, кормораздаточные системы, приобретают специальные суда.
Развитие аквакультуры позволит существенно уменьшить зависимость отечественного рынка от импорта лосося. Не стоит забывать и о социальной составляющей подобных проектов, которые в значительной степени решают проблему занятости для населения удаленных поселений побережья Баренцева моря.
Правительство области оказывает государственную поддержку береговым предприятиям рыбопереработки и аквакультуры, и это позволяет привлекать в отрасль на более выгодных условиях оборотные средства. В целом рыбная отрасль Мурманской области работает стабильно, дополняя имеющуюся сырьевую базу рыболовства товарной продукцией аквахозяйств.
- Вас считают одним из экспертов в туристической сфере. Каков потенциал этого направления для Мурманской области?
- Без каких-либо преувеличений могу сказать, что природа Кольского края подарила нам прекрасные возможности для развития туризма. Мало какой другой регион может похвастаться такими возможностями, тем более что мы находимся на расстоянии двух-трех часов лета от Москвы и Санкт-Петербурга и в автомобильной доступности от Финляндии и Норвегии.
У нас представлены различные типы ландшафтов - от тайги до тундры, есть масса необычных и загадочных мест. Притягивают туристов великолепные рыбалка и охота, возможность увидеть северное сияние, ощутить, что такое полярные день и ночь. У нас самый ранний и самый поздний снег, что позволяет любителям лыжных видов спорта в полной мере использовать наши трассы. Хибинские горы были и остаются одним из центров российского горнолыжного туризма.
Кроме того, у Мурманска есть все шансы для того, чтобы стать арктическим центром круизного туризма. Запланированная реконструкция объектов в морском порту Мурманска позволит придать городу качественно новый вид со стороны моря и поможет решить проблему по приему круизных судов. Реконструкция предполагает целый комплекс работ, в том числе удлинение главного пирса, реконструкцию и расширение здания морвокзала.
В общем, Мурманская область имеет все возможности для развития самых различных видов туризма, за исключением разве что пляжного. А с учетом того, что особое внимание мы уделяем развитию современной инфраструктуры и созданию комфортных условий для северян и гостей нашего края, не сомневаюсь, что у области есть все шансы стать бриллиантом на туристической карте Российской Федерации!
Особо подчеркну, что в поступательном развитии региона во всех сферах мы рассчитываем на поддержку со стороны Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, которую рассматриваем как важный, надежный и эффективный институт развития экономик регионов. Убеждена, что у нас есть возможность расширить наше сотрудничество, сделать его ещё более действенным. Давайте вместе двигаться в будущее!