Даже самый-самый прогрессивный мыслитель или созидатель, желая того или нет, черпает вдохновение в лучших творениях прошлого. Есть расхожее мнение, что человек неспособен придумать то, чего прежде не видел. Даже научная фантастика показывает нам удивительные симбиозы свойств ранее известных нам вещей: меч, но световой, скейтборд, но без колес, та же машина, но без водителя и прочее-прочее.
А иногда потребитель настолько влюблен в какой-то продукт, что требует от производителя бесконечно его повторять. Например, производители музыкальных инструментов стараются воспроизвести звук наиболее удавшихся моделей, парфюмеры - сочетание запахов. И особым шиком здесь является отсутствие всякой новизны, сохранение традиций. В одежде же напротив: идеи прошлого берутся только за основу, а покрой и ткани должны быть современными. Даже уже, казалось бы, неизменный, как египетская пирамида, классический мужской костюм изменился за 50 лет до неузнаваемости, сохраняя все же известные очертания.
Классическая дилемма: удивлять новинкой или придерживаться традиций. У нее нет решения, которое можно было бы записать в книгу и обращаться к которому при возникновении таких вопросов. Нет, нет таких готовых ответов. И ярчайший тому пример - история с возвращением легендарной модели 3310 компании Нокиа. Я думаю, многих из нас заинтриговала новость о том, что концерн решил возродить эту скрижаль мобильнотелефоностроения. Да что уж там, я искренне ждал возможности снова стать обладателем того заветного «кирпича», смутно понимая зачем. Какими только эпитетами и мемами этот телефон не был отмечен при появлении! Легендарность этого синего «молота Тора», как его иногда называют, во многом заслуженна: безотказный, крепкий, увесистый, простой и удобный, он был первым в жизни многих пользователей. Но об этом ли думал производитель, анонсируя «возвращение легенды»? Я, да и не только я, полагаю, что совершенно нет. В нем есть то, в чем совершенно нет нужды, и нет того, что так ценили и ждали. Почувствовал ли производитель покупателя, вопрос риторический. Это не возвращение легенды, это была лишь попытка поэксплуатировать наши с вами чувства к тому самому незабываемому «кирпичу».
Вероятно, ушли уже в небытие те, кто смеялся над первыми цифровыми фотоаппаратами, кто не верил в успех интернет-СМИ, кто считал преждевременным переход на облачные сервисы и еще миллионы таких «кто». Но остались те, кто совершенно справедливо считал, что вкус «колы» должен быть всегда одинаков в любой части мира (хотя он все-таки отличается), что бритва просто должна отлично брить, а машина - быть надежной. Остальное для таких производителей - вопросы эргономики.
Я часто вижу, как предприниматели меняют заново всю концепцию своего бизнеса в надежде его реанимировать, абсолютно не понимая того, что же нужно его покупателю. Смена вывесок, бездумное расширение или смена ассортимента, безудержная автоматизация там, где высоко ценилась та самая «человечность», - все это мерная поступь похоронной процессии предприятия. Задайтесь вопросом, как давно вы говорили со своими клиентами? Не ответами на рекламации, не поздравлением на государственные праздники, а так просто, «по-человечески»? Когда вы слышали ответы на ваши вопросы «Все ли вам понравилось?» или «Что нам улучшить?»?
Пришло время встать владельцу за стойку продавца, чтобы знать своего клиента. Да, и для того, чтобы услышать что-то неприятное. Время снять трубку и пообщаться, посмеяться или посопереживать своему покупателю. Время чувствовать клиента и чувствовать вместе с ним. И вот именно тогда вы точно будете знать, на каком же языке разговаривать со своими заказчиками, будете знать, чего тот действительно хочет. Тысячи лет развития торговли оставили неизменным одно: покупатель удовлетворяет свою потребность, а не вашу. Так что самое время вспомнить любимый мною девиз - продавайте желание снова быть вашим покупателем!
Алексей Савинцев
руководитель конгрессно-выставочной компании «МурманЭКСПОцентр»
Рисунок Алены Галишниковой
Пророк в Отечестве, или Россия глазами шведа
О предпринимателе бедном замолвите слово
Автоматизация не панацея, или палочкой-выручалочкой по голове
Как ты яхту назовешь, или к вопросу о социальном
Впихнуть невпихуемое, или «Все обо всем» за 3 секунды
Я сам обманываться рад, или о вреде скидок