Вчера на заседании правительства РФ руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Артемьев (фото) представил ежегодный доклад «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» за 2010 год.
По данным ФАС России, на начало 2010 года в российской экономике количество хозяйствующих субъектов составило 4907,8 тысячи и по сравнению с предыдущими годами незначительно выросло. Рост числа предприятий зафиксирован в сфере торговли автотранспортными средствами и их технического обслуживания, сфере транспорта и связи, сфере управления эксплуатацией жилых домов. Тенденция сокращения хозяйствующих субъектов наблюдается в сфере обрабатывающих производств, в том числе производства машин и оборудования.
При этом продолжает снижаться доля крупнейших компаний в экономике. Так, в 2005 году 10% ВВП создавалось 10 компаниями, в 2007 году - 16 компаниями, в 2008 году - 25 хозяйствующими субъектами, а в 2009 году - 32 крупнейшими компаниями.
Сами предприниматели, согласно опросам и исследованиям независимых экспертов, дают положительные характеристики российской конкуренции: каждый второй (43%) оценил ее как «скорее благополучную», каждый четвертый (23%) как однозначно «благополучную».
В 2010 году ФАС и ее территориальные органы возбудили 11431 дело о нарушении антимонопольного законодательства. Характер правонарушений, совершаемых хозяйствующими субъектами меняется: на 24% увеличилось количество картельных соглашений среди предприятий и организаций; доля нарушений, совершаемых субъектами, занимающими доминирующее положение, наоборот, сокращается (до 18,7%).
Почти треть выявленных нарушений антимонопольного законодательства - это ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также государственных внебюджетных фондов. Остальное количество нарушений антимонопольного законодательства специалисты ФАС России отмечают в сфере АПК, транспорта и связи, топливно-энергетического комплекса.
По словам Игоря Артемьева, в 2010 году с переходом на электронные торги удалось разрешить также ряд ключевых проблем, возникавших в связи с несовершенством действовавшей системы размещения государственного и муниципального заказа. Минимизированы риски сговора участников торгов, давления на «неугодных» участников со стороны конкурентов и организаторов (заказчиков) электронных торгов, т.к. при их проведении исключена возможность идентификации поставщиков до подведения ценовых итогов.
Среди основных задач по реализации конкурентной политики в Российской Федерации, стоящих перед ведомством, Игорь Артемьев выделил: создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественных монополий; предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков и эффективная защита предпринимательства, обеспечение равного доступа к товарам (работам, услугам), реализуемым субъектами естественных монополий, развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.
Игорь Артемьев выразил уверенность, что совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции будет способствовать «третий антимонопольный пакет» поправок в российское законодательство, одобренный Государственной Думой РФ в первом чтении 9 сентября 2011 года.