Как мы уже сообщали, расширение полномочий федеральных министров предусмотрено изменениями в указ о взаимодействии и координации деятельности территориальных органов власти. С 11 января министры вправе предлагать президенту уволить высшее должностное лицо региона. Основания в указе не перечислены. Это не давление на губернаторов, а результат работы по децентрализации власти, уверен сотрудник администрации президента: нужно улучшить управление в регионах и координацию разных уровней власти.
Губернаторы не в восторге от нового указа президента. Некоторые из опрошенных «Коммерсантом» глав регионов вообще не в курсе дела, а те, кто слышал об указе, считают, что принципиально ничего не поменяется: право на отставку губернатора по закону принадлежит президенту, а конфликтные ситуации возможны по представлению министров и без них.
Пока большого резонанса в губернаторской среде указ не вызвал. Сразу несколько глав регионов, к которым обратился «Ъ», заявили, что ещё не читали его или вообще ничего не знают об указе. В пресс-службе губернатора Самарской области комментировать указ президента отказались, сославшись на то, что «региональные власти не уполномочены давать оценку действиям главы страны». Также отказался комментировать указ глава Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко. «Подробности я пока не знаю. Но то, что вы говорите, звучит не очень приятно. Например, в моем регионе только один перинатальный центр, а должно быть в десять раз больше, но мне нужны деньги и время, чтобы их построить»,- размышляет региональный глава об исполнении им федеральных полномочий.
Тем не менее указ о новой роли федеральных министров в карьере губернаторов у последних вызвал опасения. Один из них, пожелавший остаться неназванным, заявил «Ъ»: «Чего нас пугать-то? Мы пуганые уже. И без того понятно, что федеральный центр «нас танцует», а не мы его». Ульяновский губернатор Сергей Морозов уже обращался к премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить на полгода действие одного из постановлений правительства по управлению многоквартирными домами. Он отметил, что отношения между федеральными исполнительными органами власти и региональным руководством не всегда простые и указ «может обострить» их. «За все, что происходит на территории региона, до каждой мелочи, отвечает губернатор - и перед президентом, и перед премьером, и перед населением... да и перед совестью своей. Признаемся, что с федеральными министрами у губернаторов не всегда отношения складываются хорошо. Бывают разные интересы, бывает непонимание, бывает, что приходится во вред себе, но ради региона отстаивать свою точку зрения, даже если она не совпадает с министерской. А ведь были министры, которые годами не бывали в регионе! Смогут ли они в такой ситуации давать объективную оценку губернатору, не знаю», - заявил он.
«Конечно, контроль федеральной власти над губернаторами должен быть. Но, надеюсь, подобная норма указа если и будет применяться, то как исключение, крайне редко. Все: и губернатор, и правительство - отвечают за результат, поэтому следствием должна быть слаженная работа, основанная на партнерстве», - полагает губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.
«Право, которое получили министры, не должно стать инструментом давления, сведения счетов. Это вопрос конструктивных отношений. Губернатор должен нести ответственность за отраслевые провалы в своем регионе, но и министры должны проявлять равное внимание ко всем регионам. При реализации этого указа, главное, не надо забывать, что губернатор может стать министром, а министр - губернатором». - напоминает губернатор Ярославской области Сергей Ястребов. К примеру, экс-глава Республики Чувашия Николай Федоров стал министром сельского хозяйства, а министр регионального развития Виктор Басаргин - губернатором Пермского края. Кстати, экс-губернатор Пермской области Геннадий Игумнов (1996-2000 годы) подчеркивает, что губернаторы вновь получили право избираться и в том, что касается избранных глав регионов, «президент окажется в проблемной ситуации», применяя этот указ, «в отношении таких глав регионов должен быть особый порядок отрешения от должности», поскольку они избраны населением.
Напомним, что по закону «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» президент может отрешить губернатора от должности из-за утраты доверия, выявления фактов коррупции, «выражения ему недоверия законодательным органом власти региона», «ненадлежащего исполнения обязанностей». Предусмотрены законом и «иные случаи». В этом смысле новый указ лишь дополняет перечень оснований, право отрешать губернатора от должности по-прежнему принадлежит президенту. Правом отрешения от должности, к примеру, экс-президент, ныне премьер Дмитрий Медведев воспользовался в сентябре 2010 года, выразив недоверие мэру Москвы Юрию Лужкову.