В ЛДПР решили изменить структуру партии, для того чтобы укрепить собственную вертикаль власти. Как рассказал «Известиям» первый замглавы фракции либерал-демократов в Госдуме Владимир Овсянников, в ближайшие дни у Владимира Жириновского, «как у президента Владимира Путина», появятся уполномоченные в федеральных округах. Таким образом в партийной структуре будет новое звено между главой местного отделения и федеральным руководством.
- По федеральным округам будет сформирован новый орган уполномоченных по контролю за деятельностью партии. Ими станут восемь наиболее подготовленных, обученных, грамотных депутатов фракции, знакомых с партийной работой любого уровня. Председателю партии легче собрать восемь кураторов федеральных округов, поставить им четко задачу и с них соответственно спросить. Облегчается процесс управления территориями, - пояснил парламентарий.
По его словам, восемь уполномоченных депутатов будут проводить и контролировать исполнение решений высшего совет ЛДПР в региональных отделениях партии. Скорее всего, за Центральный федеральный округ будет отвечать Роман Худяков, за Северо-Западный - Ярослав Нилов, за Приволжский - Елена Афанасьева. Северный Кавказ доверят Валерию Селезневу. Сибирские отделения ЛДПР будет курировать Алексей Диденко, а Южный округ и Московская область станут зоной ответственности Владимира Овсянникова. Вакантными пока остаются места уполномоченных по Уральскому федеральному округу и Дальнему Востоку. Окончательное решение по всем кандидатурам будет принято через несколько дней.
Основными задачами в новой партийной должности Елена Афанасьева видит укрепление партийной организации в регионах, построение взаимодействия между ними и решение внутрипартийных конфликтов. Также, по ее мнению, уполномоченный Владимира Жириновского в федеральном округе должен стать кадровым фильтром для тех, кого региональные отделения выдвигают на федеральный уровень.
Член бюро президиума центрального совета «Справедливой России» Геннадий Гудков уверен, что единственное назначение новой структурной единицы - усилить единоличный контроль Владимира Жириновского над партией.
- ЛДПР - это партия одного человека. И он таким образом укрепляет собственную вертикаль власти в партии, - уверен он.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что основным стимулом для реорганизации партии послужило вероятное возвращение к смешанной системе парламентских выборов.
- Возвращение одномандатников Жириновскому невыгодно. ЛДПР всегда набирала свои мандаты за счет голосования по спискам, поскольку, кроме самого Владимира Вольфовича, узнаваемых персон в партии нет. Теперь же им нужно будет активнее работать в регионах, выводить на федеральный уровень новых узнаваемых людей. Не может же везде баллотироваться один Жириновский, - рассуждает эксперт.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов также считает, что дефицит узнаваемых персон стал одной из причин реорганизации.
- ЛДПР нужны новые драйверы партийного бренда, - говорит он. - Сейчас на федеральном уровне есть только сам Жириновский, и конкуренция с ним не поощрялась. Теперь появилась необходимость компенсировать вакуум ярких персон в Москве за счет регионов.
Еще одну причину создания новой структуры он видит в старении партийного лидера.
- По мере старения Жириновского нужно находить дополнительные ресурсы на местах, потому что пока таким ресурсом является только сам партийный лидер.
Повысить эффективность партийной организации с помощью похожей структуры до ЛДПР пытались «эсеры» во время парламентских выборов 2011 года. Однако этот опыт был признан неудачным, и от института уполномоченных соратники Сергея Миронова отказались.