Нефтяные компании теряют интерес к добыче в Арктике, опасаясь финансовых и репутационных рисков, передает агентство Рейтер, сообщает expert.ru.
На Арктику приходится около 13% нетронутых мировых запасов нефти и 30% запасов газа, но ряд неудач и происшествий заставляют руководство нефтяных компаний вернуться к традиционным источникам энергоресурсов, а также к сланцевым нефти и газу.
Решающим поворотным моментом в «арктическом походе» стала авария бурового судна компании Royal Dutch Shell, которое село на мель у побережья Аляски в конце 2012 года. Авария не причинила серьезного ущерба и не вызвала разлив нефти, но после нее компания получила шквал претензий в свой адрес. Полсе этого Royal Dutch Shell, потратившая в Арктике 4,5 миллиарда долларов с 2005 года, отменила планы бурения на шельфе Аляски с 2013 года.
«Проблема Shell отбросила назад все планы в отношении Арктики, особенно ее американской части», - сказал Чу Чау Бэн, генеральный директор крупнейшего в мире производителя буровых установок Keppel.
Другие компании также опасаются начинать проекты в Арктике. «Интерес к добыче нефти и газа очень высок, однако все больше опасений насчет экологии и рисков», - сказал Гаральд Норвик, член совета директоров ConocoPhillips и бывший генеральный директор норвежской Statoil - пионера в освоении Арктики.
«Мы уделяли основное внимание Арктике, но теперь наши приоритеты - это такие места как Танзания, Аргентина и Техас. Это логичное развитие. Реальность такова, что в будущем явные признаки изменения климата в Арктике будут многие годы влиять на политиков и руководство компаний, и теперь я вижу это более отчетливо, чем пять лет или три года назад», - сказал Норвик.
Cairn Energy потратила 1,2 миллиарда долларов на бурение вблизи Гренландии и не нашла запасов углеводородов, а «Газпром» фактически остановил разработку гигантского Штокмановского месторождения из-за чрезмерных затрат. ConocoPhillips, совместно с Keppel пытающаяся создать буровое судно ледового класса, заморозила проект и отменила планы начать бурение в Чукотском море в будущем году.
«Никто не интересуется буровыми судами ледового класса. Все внимание уделяется сланцевой нефти..», - сказал Чу из Keppel. Добыча сланцевой нефти обходится достаточно дорого, но не дороже глубоководных проектов, а сланцевый газ, всего за несколько лет удовлетворивший спрос в США, вероятно, станет популярен и в других странах.
Но все же нельзя сказать, что работы в Арктике полностью остановлены. Например, Новатэк и Total планируют в 2016 году запустить завод по производству сжиженного газа Ямал СПГ, а «Роснефть» недавно договорилась с ExxonMobil о совместной работе в Северном ледовитом океане. Норвегия также продолжает работу в Арктике.
«Если там можно работать безопасно, нет причин не делать этого», - сказал представитель Duke Energy.