Премьер-министр Дмитрий Медведев провел заседание президиума Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, посвященное реализации программ развития ведущих российских университетов.
В рамках нацпроекта "Образование" господдержку получают 40 образовательных учреждений, реализующих программы комплексного исследовательского и образовательного обеспечения инновационного развития России, кадрового обеспечения приоритетных направлений науки, техники, экономики, соцсферы, а также внедрения в производство высоких технологий.
Получив господдержку, вузы стали наращивать объемы научно-исследовательских разработок. В национальном исследовательском университете "МИЭТ" глава правительства познакомился с некоторыми наработками. В частности, ему представили насос вспомогательного кровообращения, позволяющий людям, которым необходима трансплантация сердца, дождаться операции.
"Проведено уже шесть успешных операций. Наш аппарат в два-три раза дешевле, чем его зарубежные аналоги", - рассказали главе кабмина. Стоимость такого аппарата в среднем составляет 3-4 миллиона рублей.
Коммерциализация университетских изобретений в 2013 году принесли 2,7 миллиарда рублей. Создано 222 центра коллективного пользования научным оборудованием и экспериментальными установками.
"Это принципиальный момент, поскольку не все вузы имеют пока собственную базу для проведения исследований", - подчеркнул премьер на совещании.
При университетах работает около 800 малых инновационных предприятий.
"Есть успешный опыт участия университетов в технопарках, и практически ни один технопарк, ни одна технологическая платформа не обходится сейчас без участия базового университета", - сказал Медведев.
Глава правительства считает, что семь лет реализации нацпроекта в образовательной сфере в целом не прошли даром - образование серьезно продвинулось вперед. Хотя еще остается много нерешенных вопросов. Так, до сих пор актуально повышение качества образования.
Не до конца использован потенциал от привлечения бизнеса в образовательный процесс. По-прежнему стоит задача присутствия отечественных университетов в первой сотне мирового рейтинга, на что 14 вузов получили отдельное финансирование.
Развитие образования затронуло и средние школы. Когда нацпроект только начинался, вспоминал председатель правительства, только 13 школ в стране - в основном в Москве - имели компьютерные классы. Сегодня же в среднем один компьютер приходится на семь школьников.
"Конечно, смотря какие это компьютеры, но все равно они работают в школах", - отметил Медведев.
Примерно аналогичная ситуация была с обеспечением школ Интернетом - только в 2 процентах был доступ в Сеть.
"В целом почти все школы имеют свои кабинеты информатики, сайты, разработали электронные журналы, - подвел промежуточный итог семи лет работы премьер-министр. - В настоящее время действует более 17 тысяч образовательных ресурсов".
Правда, время не стоит на месте и необходимо идти с ним в ногу.
"Понятие скорости меняется с каждым годом, потому что еще совсем недавно мы считали, что Интернет, подведенный по проводному телефонному каналу, - это нормальный Интернет, но это было еще в 2006-2007 годах, а сейчас эта скорость абсолютно никуда не годится", - заметил глава кабмина.
Скоростной Интернет сегодня есть в 10 процентах городских школ и в 3 процентах сельских. Показатель этот премьер считает неважным: "Этой проблемой надо заниматься, несмотря на бюджетные сложности в регионах, надо посмотреть меры в программах общего образования и уделить внимание проблемным регионам".
Скорость Интернета в школах определяет возможность его использования в образовательном процессе. Так, удаленный доступ к образовательным программам за последние годы увеличился на 40 процентов.
"Около 70 тысяч детей, включая инвалидов, могут учиться дистанционно", - сказал премьер, добавив, что такие возможности есть далеко не везде.
А между тем министерство образования и науки уже идет дальше, и с 2015 года в образовательных учреждениях можно будет использовать электронные учебники.
"Это не отказ от классических учебников в бумажной форме, а определенная альтернатива, - уточнил глава правительства. - Нужно просто научить учеников и учителей ими пользоваться, когда это удобнее и полезнее".