По итогам первых пяти месяцев 2015 года отношение объемов выданных необеспеченных кредитов к объемам розничной торговли непродовольственными товарами достигло минимального значения за прошедшие 5 лет - 7,3%. Это значительно ниже, чем по итогам кризисного 2009 года, когда объем выданных ссуд составил 9,1%, и почти в три раза ниже максимального значения (19,1%), которое было зафиксировано по итогам 2013 года. Такие данные приводит Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
Всего портфель необеспеченных кредитов, по данным НБКИ, снизился в два раза: с 201 млрд рублей на 1 июня 2014 года до 96 млрд рублей на 1 июня 2015 года.
Как отмечают эксперты, снижение темпов кредитования оказывает влияние на оборот розничной торговли и его структуру.
- Необеспеченные кредиты становятся менее доступны, и это приводит к изменениям в розничной торговле: растет доля трат на продукты питания, снижаются темпы оборота непродовольственными товарами, - отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. - В этой ситуации торговым предприятиям и кредиторам необходим поиск новых взаимовыгодных решений, которые станут точками роста как для торговли, так и для кредитования.
По данным Росстата, объем розничной торговли непродовольственными товарами за год вырос на 10% - до 1,1 трлн рублей в мае 2015 года, однако за последние месяцы темпы роста снизились до 1-2%.
Снижение объемов кредитования не повлияло на лидеров рынка POS-кредитования (кредитование в торговых залах). По данным Frank Reseach Group, первые три места занимают те же организации, что и год назад. На первом месте - банк «Хоум Кредит» (портфель кредитов на май 2015 года - 45,6 млрд рублей), на втором месте - ОТП-банк (34,4 млрд), на третьем - Альфа-банк (26,5 млрд)
- Мы, конечно, ощущаем сжатие спроса в торговых точках. Но довольно значительная группа заемщиков считает, что данный вид кредитования привлекателен для них даже в непростых экономических условиях, - рассказал «Известиям» заместитель председателя правления банка «Хоум Кредит» Александр Антоненко. - Из-за падения благосостояния населения естественной реакцией домашних хозяйств является снижение потребительских настроений, а значит, и спроса на кредиты. Кроме того, на стороне банковского предложения кредитов существуют ограничения, связанные с тем, что его фокус сейчас нацелен преимущественно на клиентов с низким профилем риска.
- Люди, не уверенные в финансовой стабильности, принимают решение с большей осторожностью и в случаях крайней необходимости, - соглашается директор департамента нецелевого кредитования и кредитных карт Русфинансбанка Оксана Черненко. - На фоне этого увеличивается доля тех физлиц, которым кредит необходим по «негативным» причинам (перекредитование и т.п.), и, как следствие, уменьшается число одобренных кредитных заявок. Некоторые банки приостанавливали или уменьшали выдачи отдельных кредитных продуктов во время высокой стоимости привлечения средств. При этом, согласно исследованиям, по итогам I квартала 2015 года, количество кредитов, приходящихся на одного жителя нашей страны, уменьшилось. Это означает, что люди в целом справились с нагрузкой и готовы рассматривать новые предложения.
Эксперты также считают, что кредитование в торговых сетях всё больше замещается другими банковскими продуктами.
- Рынок кредитных карт тоже проседает, но не так активно. Именно кредитки замещают часто займы в торговых точках. Для потребителя кредитная карта - более понятный продукт, к тому же не требующий заполнения бумаг каждый раз, когда приобретаешь вещь в кредит. Потребители распробовали и грейс-период (погашение займа в определенный срок - 1-2 месяца, когда по нему не начисляются проценты), который предлагают по кредиткам многие банки, - отмечают эксперты.
Снижение объема кредитования в сетях вынудило банкиров вводить новые методики продаж банковских продуктов. Например, на смену кредитным менеджерам, ожидающим клиента в торговых точках, приходят менеджеры-курьеры, приезжающие в торговые точки по вызову. Кроме того, банки расширяют присутствие в отраслях, которые ранее им были неинтересны.
- Схема курьерских продаж ведет к сокращению издержек, поскольку наши сотрудники, которые до недавнего времени выдавали по одному кредиту в день, смогут выдавать по 5-6 кредитов, - говорит Александр Антоненко. - Кроме того, развиваем свое присутствие в относительно новых сегментах: фитнес, медицинские услуги, туризм. Сейчас доля кредитных продаж в данных сегментах составляет 6% и меньше, но мы считаем, что ее можно увеличить.