В Малом Турыше на Урале всего пара десятков домов, но там уже несколько лет успешно работает сладкое производство. Старики собирают мед, ягоды, взбивают в крем и суфле и гордятся своей «кукей». Миниатюрная, но такая волевая и амбициозная Гузель Санжапова помогла глухой деревне, откуда родом ее родители, прозвучать на всю страну. Это лишь одна история из многих на слете социальных предпринимателей в Никеле, где гости с севера нашей страны обменивались успешным бизнес-опытом и вдохновляли других.
В той самой деревне Малые Турыши, у её папы была меленькая пасека. Но Гузель захотела придумать что-то новое. И тогда они нашли технологию, связанную с выпуском оригинального продукта.
- Сначала мы позвали четырех бабушек собирать ягоды для меда. А теперь все это выросло в бренд Cocco Bellо. Благодаря тысяче неравнодушных людей мы построили в деревне производство, детскую площадку, теперь планируем общественный центр. Постоянно с нами работают 11 человек. Женщины ласково называют меня «кукей», по-татарски «яйцо». Они так так выражают свою любовь и признание. Когда ты видишь их, понимаешь, что дать работу людям - это малая часть. Надо подумать, как сделать так, чтобы их жизнь стала лучше. У всех на этом слете болит сердце за свое дело. Для нас это - образ жизни, - рассказала Nord-News основатель сладкого производства в деревне Малый Турыш Гузель Санжапова.
Так и для Анны Злотко из Архангельска, производство одежды - это не только возможность выразить себя, но и помочь людям узнать и сохранить северные традиции. Молодая мама троих детей, креативный предприниматель и швея основала бренд ANNA ZLOTKО. Вместе с местным художником они разрабатывают эскизы росписи, работают и с костромскими мотивами, перенося их на женские платья. А еще учат этому детей в «деревенской школе моды» и принимают участие в показах.
- Мы шьем одежду и оглядываемся к своим корням, своим истокам. Хочется уйти от того, что русский стиль - это только кокошник и сарафан. Роспись костромских «отходников» распространена и у нас в Архангельской области, но многие с ней знакомы только по музеям. Таким образом, мы популяризируем и тиражируем её, - поделилась с Nord-News своей историей Анна Злотко.
Делиться опытом с другими - это важная часть развития и роста. Так считет и организатор слёта компания «Норникель».
- Глобальная задача - привлечь внимание к социальному предпринимательству и показать успешных людей в разных сферах. сегодня у нас три площадки: «досуг», «образование», «туризм и ремесла». Хотелось бы, чтобы здесь люди загорелись идеями и развили их у себя в городах, - отметил начальник управления благотворительных программ ГМК «Норильский никель» Игорь Сухотин.
Представители компании активно поддерживают креативные идеи и помогают встать на ноги социальным предпринимателям. Уже традиционными стали «Школа социального предпринимательства Норникеля» и грантовые конкурсы.
В одном из таких в 2016 году победила инициатива жительницы Никеля Виктории Федотовской. Она открыла гостиницу «Виктори», где теперь останавливаются гости из разных уголков земли.
- К нам даже туристы из Австралии приезжали. Много норвежцев и русских останавливаются. Гостиница наша пользуется популярностью. Но главное, что мы не только вкладываемся в развитие туризма в регионе, но и помогаем нашим землякам. Сейчас у нас работает шесть человек - мамы с детьми, пенсионеры, которых на другую работу брать не хотят, а жить им на что-то надо. И мы предложили им все условия, - рассказала управляющая гостиницей.
Все участники слета, по словам главы Печенгского района Александра Морозова, показывают лишь малую толику возможностей предпринимательства.
- Мы сегодня заинтересованы, чтобы Печенгский район развивался в разных сферах. А «Норникель» и Кольская ГМК готовы поддержать наши стремления. Самая большая проблема - это люди. Рисковых и решительных немного. Поэтому тем, кто загорелся желанием, нужно помочь, - отметил Александр Морозов.
С подробностями вы можете ознакомиться в фоторепортаже Nord-News.
Фото: Nord-News
Сейчас читают также: В брейн-ринге на английском языке сразятся мурманские студенты