Предприниматели из разных регионов России на первой онлайн-встрече «Бизнес среда», организованной при поддержке конкурса беспроцентных займов компании «Норникель», рассказали о шансах бизнеса на Крайнем Севере. Все желающие могли присоединиться к беседе в режиме Zoom.
«Это удивительный конкурс, который предлагает открыть свой бизнес, дает помощь и беспроцентный займ для тех, кто решится начать свое дело в Заполярье. Конкурс не имеет прецедентов и проходит впервые. Это замечательная возможность получить заемные средства для развития предпринимательства. Мы возлагаем на конкурс большие надежды, которые связаны с переосмыслением территорий, с появлением новых привычек, которые помогут заниматься в Мурманской области бизнесом. Мы рады приветствовать всех активных людей, и понимаем, что это непростая и напряженная работа, которая предстоит будущим предпринимателям - развивать поселок Никель. Я рад, что появляется новый формат «Бизнес среда», - сказал в приветственной речи руководитель АНО «Центр социальных проектов Печенгского района «Вторая школа» Андрей Фоменко.
Ранее Nord-News уже сообщал, что осенью 2019 года было объявлено о планируемом закрытии устаревшего плавильного цеха в Никеле. Возникла потребность в альтернативных путях развития поселка, для которого цех был градообразующим. Так была создана новая стратегия социально-экономического развития территории, одним из компонентов которой стал конкурс беспроцентных займов.
Оператором конкурса выступает АНО «Центр социальных проектов Печенгского района «Вторая школа». Организатором – ПАО «ГМК «Норильский никель». Если бизнес-идея будет соответствовать критериям конкурса и жюри посчитает, что она перспективна и жизнеспособна, компания «Норникель» выделит на ее развитие до 30 миллионов рублей.
Чтобы потенциальные участники конкурса смогли понять, насколько выгодно начинать бизнес в Заполярье, чего ожидать и чего опасаться, организаторы решили организовать общение с уже состоявшимися предпринимателями. Темой первой онлайн-встречи стал вопрос «Можно ли сделать прибыльный проект на Севере?». В дискуссии приняли участие со-основательница крупнейшей в Петербурге сети магазинов настольных игр GaGa Games Елена Экку, владелец франшизы гастрономического пространства «Сырный сомелье» в Мурманске Максим Горнаев, один из учредителей пяти кофеен в Санкт-Петербурге «Больше кофе!» и «Кофе на кухне» и винного бара Prostovino Николай Готко, а также руководитель имидж-студии «Краски времени» в Калуге Елена Бриненко.
Первое, на что спикерам необходимо было ответить, сразу и практически не задумываясь, - может ли предпринимательство выжить на Кольском полуострове и какие существуют основные условия для создания бизнеса.
Бизнес по любви
Все участники онлайн-встречи единогласно заявили, что любой вид услуги приживется и будет развиваться там, где есть люди, у которых есть спрос. Важно - начинающему бизнесмену понять, что именно хочется местным жителям и гостям города, насколько это востребовано, и самое главное - вызывает ли это дело интерес и страсть у самого предпринимателя.
«Там, где есть люди, у бизнеса всегда есть шанс. Если человек хочет рассказать о красоте и желает помочь другим стать красивыми, то бьюти-индустрия - та самая сфера. Также можно спросить, нужно ли в таком маленьком городе, как Никель, открывать салон красоты или можно ограничиться услугами в домашних условиях. Во-первых, в нынешних условиях пандемии на поверхности лежит вопрос безопасности, и процесс никак не организовать дома, где могут быть домашние питомцы и родственники. Во-вторых, после изоляции людям хочется общения в каком-то красивом месте, чтобы уйти из дома и отвлечься от быта. И в-третьих, если говорить о туристах и гостях Заполярья, то они вряд ли будут ходить по квартирам и искать мастера на дому. А если открыть салон, его наверняка заметят и, возможно, станут клиентами», - отметила руководитель имидж-студии «Краски времени» в Калуге Елена Бриненко.
Инвестиция по франшизе
В свою очередь владелец франшизы гастрономического пространства «Сырный сомелье» в Мурманске Максим Горнаев согласился с предыдущим спикером в том, что если есть человек, готовый покупать и платить за услугу, значит из этого можно делать бизнес. Но при этом важно быть гибким.
«Надо быть готовым к сложностям и к конкурентам. Однако все побеждает сервис. У меня индивидуальный подход и особое отношение к каждому покупателю, а это порой очень сложно получить клиенту», - пояснил Максим Горнаев.
Он также рассказал, что начал присматриваться к своему будущему делу порядка семи лет назад, когда состоялся запуск «Сырного сомелье» в Москве. Годы наблюдений, изучение пути развития дела, просчеты возможных трудностей, а также встречи с собственником бизнеса и владельцами франшизы в других городах помогли Максиму Горнаеву подойти к старту.
«Путь по франшизе упрощает начало дела, но не следует полагать, что франшиза решит все проблемы. Да, она поможет в открытии, но это не панацея. Надо понимать, нравится ли та сфера бизнеса, которой планируете заниматься. И, на мой взгляд, франшиза еще поможет в работе с туристами, когда гость области уже знаком с тем или иным брендом, то у него уже есть лояльность, и скорее всего он предпочтет в отпуске воспользоваться услугами известного ему наименования», - подытожил владелец «Сырного сомелье» в Мурманске.
Игры для взрослых
А что делать тем, у кого есть идея открыть что-то совсем новое и еще никем не изученное? На этот вопрос попробовала ответить со-основательница GaGa Games Елена Экку, приведя в пример личную историю начала бизнеса, который десять лет назад оказался в новинку, и было непонятно, как это воспримется общественностью.
«В нашей семье появился ребенок, в стране был кризис. Друг подарил нам настольную игру. В России тогда почти никто не играл, и нам показалось, что это очень хорошая вещь для взрослых, чтобы отдохнуть качественно и хорошо, например, после рабочего дня. Была большая проблема - достать деньги для старта. Понимания со стороны родных и близких почти не было, все дружно крутили пальцем у виска. Но для нас это было хорошим девизом - если хочешь, ищешь возможность! Так мы открыли точку выдачи игр. Дальше требовалось развитие, а для этого нужен был капитал. Сейчас я восторгаюсь, какую возможность дает «Норникель», предлагая начинающим предпринимателям займы и помощь, ведь с деньгами намного проще. Нам потребовалось время, чтобы понять, что интерес у людей есть, и что деньги вкладывать можно и дальше. Мы открывали большие по площади магазины, увеличивали штат и ассортимент, а после решились на формат магазин-клуб, когда люди приходят и пробуют новое. Так, приучили себя ловить возможность и развивать свое дело», - рассказала Елена Экку.
Предприниматель с нуля
Но что, если бизнес изначально требует больших вложений, а капитала нет никакого? Именно с этим столкнулся восемь лет назад один из учредителей пяти кофеен в Петербурге «Больше кофе!» и «Кофе на кухне» и винного бара Prostovino Николай Готко. Он признался, что в свое время ему с партнером и их супругами пришлось взять шесть потребительских кредитов в разных банках на два миллиона рублей, самая дешевая ставка из которых была от 18,9% годовых, а самая дорогая - в 36%.
«И мы открылись тогда на эти деньги. Выбрали для «Больше кофе!» на Горьковской локацию в старинном гроте, который был построен в 1903 году. Тогда в этом пространстве в летний период были только рюмочные. Но мы верили в свои силы и понимали, что будем работать, и тогда кофейня получила сразу отзыв от горожан и туристов. А наша идея была - дать высокое качество продукта по низкой цене. И уже спустя четыре месяца мы наметили открытие второй кофейни, часть денег заработали и часть взяли в кредит. В итоге кредиты отдали больше, чем за год. После бизнес развивали только на свои заработанные деньги. И по сей день, спустя восемь лет, не имея изначально ничего, мы открыли пять кофеен, один винный бар и обжарочное производство кофе. При этом с партнером получаем зарплату, которая постепенно растет», - подчеркнул Николай Готко.
Не бояться бояться
История каждого предпринимателя индивидуальна и уникальна, но всех объединяет одно - им пришлось с чего-то начинать, преодолевать страх и решаться действовать. И, как отметили сами бизнесмены, надо не бояться бояться и двигаться вперед, ведь страх сам по себе даже помогает избежать массы ошибок.
А те, кто сейчас на стадии размышления над своим будущим делом, имеют шанс воспользоваться беспрецедентной помощью от такого мирового лидера и промышленного гиганта, как компания «Норникель».
Информацию о конкурсе можно найти здесь.
Фото: Nord-News, а также предоставлены организаторами встречи
Сейча считают также: Андрей Коровянский покидает пост главы мурманского Центра горразвития