Мурманский гарнизонный военный суд в деталях реконструировал картину возникновения и развития пожара, случившегося 3,5 года назад в тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов». Об этом стало известно «Ъ».
Гибель двух членов экипажа и ущерб в 607 млн рублей - следствие халатности мичмана Ильи Чапаева, надзиравшего за выполнением ремонтных работ. Как следует из приговора суда, он разрешил применение электросварки вместо газовой и не предпринял мер изоляции мест возможного падения искр, которые и вызвали возгорание.
Военный суд принял версию следствия и прокуратуры о причинах пожара только после того, как сам осмотрел «Кузнецова» в сухом доке завода №35 Центра судоремонта «Звездочка» в Мурманской области. Источником возгорания признали сварочные работы, которые велись днем 19 декабря 2019 года на второй платформе энергетического отсека крейсера. Сварки искры и окалины летели через технологические вырезы и отверстия в полу платформы и попали в подпалубное пространство, где скопилась пропитанная мазутом ветошь.
С горящей ветоши огонь перекинулся на рядом стоящие кабели, а через полчаса раздуваемое пламя по предназначенным для прокладки коммуникаций коридорам и вертикальным шахтам распространилось по нижним палубам крейсера. Экипаж обнаружил возгорание не сразу и начал борьбу с огнем, когда дым уже заполнял отсеки, поэтому военным морякам пришлось одновременно заливать огонь углекислотной пеной и вытаскивать на верхние палубы задыхающихся товарищей. Не удалось спасти двух военнослужащих - Виктора Измайлова и Александра Ралдугина.
Как рассказал председатель суда Владимир Титаренко, огонь уничтожил несколько сотен километров силовых кабелей и всю электрораспределительную аппаратуру. Подсчитать ущерб оказалось сложно. Например, на момент аварии сгоревший главный распределительный щит корабля стоил 112 млн рублей, а покупать его в 2022 году пришлось за 136 млн рублей.
В гарнизонном суде ущерб признали в ценах 2019 года, плюс учли стоимость кабелей и оборудования, которые предполагалось заменить во время ремонта. Но даже с учетом этого материальный ущерб от аварии составил значительную сумму - 607 млн рублей. Его вменили двум фигурантам уголовных дел - сварщику Арстану Бегманову и мичману БЧ-5 Илье Чапаеву. Обоих суды признали виновными в ЧП, но ущерб не был распределен между ними солидарно, поскольку деяние было совершено не в соучастии.
Напомним, что сварщик был приговорен к четырем годам колонии общего режима, а мичман - к двум годам колонии-поселения.
Сейчас также читают: Администрацию Североморска обязали привести в порядок полуразрушенные детские площадки