Необходимо делать резервные копии хранящейся онлайн-информации
У пользователей складывается впечатление, что данные хранятся в интернете вечно и предельно надёжно. К сожалению, на практике это не всегда так. Поэтому для важной личной информации организовывать запасное хранилище и защищать его от шифровальщиков и шпионского ПО, сообщает канала «Лаборатория Касперского».
Девять сценариев потери информации
Про то, как хранящиеся онлайн-данные исчезают из доступа, можно написать целый роман — но ограничимся лишь перечислением реально случавшихся событий, чтобы лучше показать всё их разнообразие:
- сохраняете в закладки любимые рецепты на сайте рецептов, но после редизайна и реконструкции сайта статьи переезжают по новым адресам, а ваши ссылки недействительны.
- слушаете музыку в стриминг-сервисе, но из вашего плейлиста исчезают песни, потому что правообладатели не договорились о продлении лицензии.
- ведёте переписку с друзьями в мессенджере и рассчитываете, что ее история всегда будет вам доступна, — но мессенджер прекращает работу и история пропадает.
- собираете библиографию для дипломной или научной работы, но часть статей, на которые нужно сослаться, опубликована на обычных веб-сайтах и больше непригодна к использованию — либо сайт закрылся, либо закрыл все статьи «пейволлом», требованием оплаты для прочтения.
- ведёте заметки в бесплатном онлайн-сервисе, который внезапно становится платным, вообще закрывается или перестаёт обслуживать определённые регионы.
- сохранили ссылку на полезную инструкцию по налогам и льготам на государственном веб-сайте, но некоторое время спустя она стала недоступна.
- храните оригиналы фото и видео в онлайн-фотоальбоме, но провайдер решил снизить разрешение изображений, и теперь тексты на скриншотах и задний план в видео откровенно мутные.
- опубликовали веб-сайт, но хостинг-провайдер потерял все данные сайта из-за кибератаки.
- понравился пост в соцсети или вы сами опубликовали там что-то полезное, но не можете найти этот пост спустя несколько месяцев. Возможно, он даже не удалён — просто приемлемых инструментов его поиска не существует.
В целом проблемы потерь онлайн-информации довольно чётко делятся на две группы:
- больше не можете найти ранее общедоступную информацию;
- теряете собственные данные — заметки, фото, документы.
Первая проблема глобальна и очень масштабна — по недавнему исследованию, 38% ссылок, которые были активны в 2013 году, спустя десять лет ведут в никуда. Для государственных и муниципальных сайтов этот показатель достигает 13%, для ссылок из «Википедии» — 11%.
Недавно появилась информация о том, что в китайском сегменте интернета почти невозможно найти веб-страницы, опубликованные ранее 2004 года, поскольку владельцы сайтов активно избавляются от старого контента. Сюжет получил ироническое развитие: посты китайского блогера по этой теме и сами были удалены.
Потери собственной непубличной информации случаются реже, но бьют куда больнее, и потому резервное копирование собственных данных должно быть в приоритете.
Что и как сохранять
В первую очередь составьте список своих важных данных. Как следует обдумайте, что в цифровом мире для вас важно и ценно — и где оно хранится. Семейные фотографии, домашняя бухгалтерия, докторская диссертация, идеи дизайна будущей квартиры, личные заметки, треки всех пробежек — отсортируйте всё по убыванию важности и проработайте вопросы копирования. В зависимости от вида информации есть несколько вариантов резервирования.
Просто скачать файлы себе на диск
Прямолинейный и простой способ для фотографий, офисных документов и других файлов, хранящихся онлайн и легко открывающихся на компьютере. Веб-страницы сохранять таким способом сложнее, но в принципе тоже можно, например, через функцию «сохранить как PDF».
Рекомендуется продумать и организовать чёткую систему хранения на своём компьютере, чтобы потом легко находить подобные файлы. Если их объем слишком велик, можно воспользоваться съёмным диском или поставить дома сетевое хранилище (NAS).
Чтобы обезопасить свою коллекцию от шифровальщиков и шпионского ПО, используйте надёжную защиту компьютера. А застраховаться от физических сбоев оборудования поможет использование RAID-массивов дисков в компьютере или NAS.
Провести экспорт из онлайн-сервиса
Для онлайн-приложений и сервисов, в которых нет файлов как таковых: мессенджеров, почтовых клиентов, баз данных, заметок, часто доступен экспорт данных или создание архивного файла — резервной копии. Почитайте помощь и изучите настройки, чтобы узнать, как и в каком формате экспортируются данные.
Часто экспортированные данные хранятся в популярных стандартных форматах — например, HTML, PDF, TXT или CSV. В таком случае сохранённую информацию можно легко просмотреть без специализированных приложений, а также перенести в аналогичный сервис. В конце этого поста вы найдёте ссылки на подробные инструкции по резервному копированию популярных онлайн-сервисов.
Но порой файл экспорта — это «чёрный ящик» с резервной копией информации для восстановления её в тот же сервис, а не с данными в общедоступном формате. В эту категорию подпадают, например, резервные копии WhatsApp, хранящиеся в Google Drive или iCloud.
Использовать специализированное приложение
Некоторые онлайн-сервисы вообще не предлагают опций экспорта и резервного копирования — часто этим грешат соцсети и стриминг-службы. В таком случае стоит поискать узкоспециализированное приложение или онлайн-сервис для экспорта по запросам вроде «ИМЯСЕРВИСА export» или «ИМЯСЕРВИСА backup».
Два важных предупреждения:
- установите надежную защиту компьютера, чтобы вместо полезной утилиты не скачать вредоносное приложение;
- убедитесь, что процедура экспорта не нарушает местных законов и авторских прав.
Сохранить копию данных в другом онлайн-сервисе
Для важных веб-страниц можно создать их резервную копию в специализированных сервисах. Для личного пользования подходит, например, Pocket, премиум-версия которого сохраняет не просто ссылку на документ, а его полнотекстовую копию. Для общественных нужд копию веб-страницы можно сохранить в интернет-архиве web.archive.org или его идеологическом «родственнике» archive.is. О работе с этими сервисами мы готовим отдельный пост.
Хранить копии файлов в двух и более онлайн-сервисах параллельно
Это застрахует вас от закрытия или технических проблем у одного из них. Можно объединить этот совет с самым первым и, скачивая файлы себе на диск, сохранять их, скажем, в локальную папку Яндекс Диск или Dropbox, которая будет автоматически синхронизироваться с вашим облачным хранилищем.
Таким образом файл получит и офлайновую, и облачную копии. Хранить две копии документа, например в OneDrive и Google Drive, может показаться параноидальным, зато это весьма надёжно.
Настроить автоматическое копирование в другой сервис
Это — высший пилотаж интернет-архивиста, избавляющий от необходимости обновлять резервные копии вручную. Для файлов можно, например, создать задачу копирования из одной папки в другую по расписанию, и это позволит дублировать их на домашнем сервере и в облачном хранилище.
Для некоторых сервисов заметок существуют дополнительные модули синхронизации, позволяющие автоматически создавать, скажем, заметку в Joplin или Obsidian при появлении новых задач в Todoist, переносить в отдельные заметки отмеченные «любимыми» фильмы на IMDB, копировать статьи, сохраненные в Pocket, Evernote, и тому подобное. Много таких сценариев можно воплотить через готовые рецепты в универсальных сервисах автоматизации вроде IFTTT.
Обратите внимание! Резервное копирование своих онлайн-данных важно проводить на регулярной основе — не реже раза в месяц.
Заключение
Не рекомендуется хранить важные личные данные в интернете. Хакеры не дремлют. Лучше делать бэкапы и хранить данные на флешках, дисках или внешних накопителях.
Справочно: интернет — это глобальная сеть, которая объединяет огромное количество компьютеров по всему земному шару и дает возможность получения доступа к информационным ресурсам. В мире пользуются интернетом более 5,44 млрд человек (67% населения планеты).
Ранее мы рассказывали, что мурманчанин «слил» фото возлюбленной в интернет.
Фото: PxHere