Первый опыт проектирования двигательной установки для легкового автомобиля
На автомобиле ГАЗ-21 «Волга» был установлен уникальный двигатель. Автор канала «Автовод со стажем» пояснил, что описать двигатель 21-й «Волги» можно одной фразой — агрегат для одной машины.
Это был первый опыт полноценного проектирования двигательной установки для легкового автомобиля. Все двигатели до ГАЗ-21 ставили на легковые «Победы» и ЗИМы — это были «тракторные» версии для автомобиля. Мощность существовавших тогда моторов была на уровне 55 л. с.
Нужен был мотор не менее 60 л. с. и, главное, с перспективой будущего увеличения мощности. В 1954 году появилась первая верхнеклапанная конструкция ГАЗ-21.Головка с V-образным расположением клапанов. Но были проблемы с надежностью работы распредвалов и регулировкой толкателей.
Через год её основательно доделали. Коллектив разработчиков Горьковского завода переделали мотор, привод ГРМ стал шестеренчатым с чугунной и текстолитовой шестернями. Камеры сгорания сделали клиновидными, а привод клапанов — со штанговыми толкателями. Это был качественный скачок вперед в плане надежности.
Дальше эстафету по развитию мотора перенял Заволжский завод. На прототипах ЗМЗ21-А ее подняли до 75 л. с., а на ЗМЗ- 21Д увеличил до предела — до 80 л. с. Последний вариант на 80 «лошадок» даже ставили на машины, отравляемые по экспорту в Финляндию.
В итоге всех экспериментов было решено оставить мощность 75 л. с. при увеличенных оборотах вращения коленвала. Через года довели до нужного уровня технологию азотирования и поверхностной закалки, термоупрочнения алюминий-кремниевых сплавов. Именно эта модель ЗМЗ-21Д1 на 75 л. с. и стала базовой для всех ГАЗ-21. Вплоть до снятия с производства.
Ранее мы рассказывали о самых убогих машинах периода СССР.